Найти тему

Неугомонные

Официальный знак Института образования
Официальный знак Института образования

И хочется каждый день публиковать статьи, и контент-план составлен. Но находится что-то, и написание статьи затягивается. Практически как в популярном фильме: «Ходишь-ходишь в школу, а потом – бац! – вторая смена».

Пока все усиленно обсуждали события в РУДН, а буквально вчера в МФТИ, как-то тихо в повестку дня опять вползает ВШЭ с их небезызвестным Институтом образования. Для тех, кто не очень в курсе: практически все изменения, которые происходили в школьном образовании за последние несколько десятилетий, в той или иной степени были инициированы именно этой структурой. Больше того, до трети действующих чиновников от образования, включая и школьные администрации, прошли в свое время промывку мозгов в этом институте. После отставки бывшего ректора ВШЭ и скандалов с рядом профессоров этого учебного заведения, они вроде бы ушли в тень. Но деньги государство продолжает им выделять регулярно, и эти самые деньги нужно отрабатывать. Я запланировал несколько статей по поводу их деятельности в последнее время. Сегодня, как развитие своего материала о нагрузке учителей, расскажу, что продвигает в этом направлении ВШЭ в лице своего Института образования.

Как и любой учитель, я выступаю за то, чтобы расчет заработной платы педагога производился из базовой ставки 18 часов. Дальше есть расхождения, чему должна равняться эта базовая ставка – средней зарплате по региону, средней зарплате по стране, нескольким МРОТ. Это, скажем так, уже тактические вопросы. Главное, что достойная оплата работы учителя на ставку позволит ему больше времени уделять своему профессиональному саморазвитию. Подробно об этом я писал тут.

Но Институт образования ВЭШ считает, что это неправильно. По их мнению:

«Возможное решение проблемы в том, чтобы изменить систему оплаты труда. Сейчас учитывают лишь «учебные часы». Остальная часть занятости учителя – «иные виды педагогической деятельности» и та самая работа с бумагами и отчетами – не нормирована. Если перейти со ставок на окладную систему, которая предполагает фиксированную оплату на 38-40 отработанных часов в неделю, можно снизить фактическую нагрузку. Так у учителей появится время на профессиональное развитие».

На первый взгляд звучит вроде бы правильно, тем более, у учителя по ТК итак прописана 38 часовая рабочая неделя. То есть, как бы привести все в соответствие. Но вот ведь какой нюанс, если убрать у учителя «учебные часы», оставив только рабочее время, то окажется, что эти самые 38-40 часов превратятся именно в учебные часы. Другими словами, если сейчас учитель может жаловаться на то, что работает на две, а то и больше ставки, то после принятия этого предложения даже жаловаться будет не на что! Мол, у вас написано 38-40 отработанных часов в неделю – вот и отрабатывайте.

Не секрет, что лоббистские возможности ВШЭ в нашем министерстве весьма велики, и данное предложение уже ушло в определенные кабинеты на «обсуждение». Правда, как это всегда бывает у ВШЭ – учителей спросить забыли. Ну действительно, зачем им учителя, когда у них самих «экспертов» выше крыши. Сплошь доктора наук, да еще проходившие стажировки в ведущих западных странах. Правда, как обычно, в школе не работавших, но это же такая мелочь. Кстати, об этих экспертах будет статья в ближайшее время, очень они интересные.

Так что, коллеги, готовимся к тому, что скоро, весьма возможно, понятие «базовая нагрузка» для учителя уйдет в прошлое.

Мне лично во всем этом деле интересен только один момент – что еще должно произойти в стране, чтобы наши высшие власти осознали, что издевательство над учителем и, как следствие, над системой образования - это прямой путь к потере не только суверенитета, но и самого государства! Может быть, уже пора вывести из нашего образовательного организма этих глистов-паразитов под красивым именем «эксперты», пока организм еще хоть как-то работоспособен?