Найти в Дзене
miek

Собака Баскервилей #4. Старший брат и его проклятое золото.

Каждый сыщик знает: то, что кто-то жертва преступления — ни разу не повод не исследовать его прошлое. Хотя бы потому, что мертвый человек уже не может прятать свои недостатки, а кто из нас безгрешен. Определенно не ангелом был и покойный сэр Чарльз.



Старший из трех братьев Баскервилей, наследник поместья и единственный, кто преуспел в зарабатывании денег. Впрочем, у аристократов так принято: одного из наследников муштруют и воспитывают до совершеннолетия, а остальные могут даже по потолку ходить. Семья Холмсов тому пример, если вы забыли.



Внешность и характер. «
..Совершенно редкостное строение черепа - наполовину галльское, наполовину иберийское»... «суровое узкое лицо … поджатых тонких губах»... «по виду он такой спокойный, тихонький». В остатке имеем: рост ниже среднего, светлые волосы, светлую кожу, астеническое телосложение, невыразительное лицо с тонкими чертами. Запоминайте, это может пригодиться.



Братья разъехались по миру примерно за 25 лет до событий повести. Чарльз — в Южную Африку, средний брат остался в Англии и умер по неизвестной причине, а его семья переселилась в Канаду, Роджер — куда-то в Центральную Америку. В книге это не упоминается, но очевидно, что их отец продолжал жить в Баскервиль-холле и, скорее всего, именно его смерть была триггером возвращения Чарльза на родину. Поместье не могло бы долго иметь товарный вид без хозяина, под обслугой всего двух или трех человек.



Чем зарабатывал сэр Чарльз? Не так уж много вариантов. Как раз во времена его отъезда в ЮАР открыли месторождения алмазов, а за год-два до возвращения — золото. Причем золотая лихорадка Витватерсранда была еще в самом разгаре, то есть он зафиксировал прибыль и уехал, не дожидаясь ее конца. На чем он мог там «поднимать деньги»? Как говорится, хочешь зарабатывать на золоте — продавай лопаты. Ну или успей выкупить задешево берега ручья, на котором будут мыть золото. Или переправляй «левый» песок и слитки в Европу, минуя налоги. Возможны криминальные схемы, но ничего сильно выдающегося. Хорошо, что в окружении Чарльза Баскервиля нет людей, связанных с Африкой. Эта нить ничего не дает.

Кстати, настало время объяснить, почему золото проклятое. Дело в том, что все произведения про Холмса — позитивные. Автор четко выдерживает линию, что так или иначе, но зло победить не может.
Даже в «Последнем деле», когда он решил упокоить сыщика на дне водопада, это была победа над бандой и главарем.
А что у нас здесь? У нас в повести богатство от одного человека преступным путем переходит к другим. Те, кто его получили, как я покажу позже, хоть и не последние грешники, но далеко не овечки, да и проблем им это богатство создаст еще много. Значит, отнюдь не праведником обязан быть и сэр Чарльз. Да, я не знаток истории ЮАР и не раскопал конкретику, но в каком-то грязном деле он был замешан.


Продолжим. Сразу по возвращению сэр Чарльз разворачивает бурную деятельность. Начинает перестраивать поместье: «
новое, еще не законченное строение первый плод, принесенный южноафриканским золотом сэра Чарльза». Ездит по округе и делает всем символические подарки. Покупает хвалебные статьи в газете. И даже:

...возможного кандидата от партии либералов на предстоящих выборах...


Он приехал домой не разбитым инвалидом — сидеть у камина и тянуть виски — а здоровым человеком с большими планами. Всерьез собирался превратить денежный капитал в политический, не боялся заболеть и тем более умереть. В глубинке, без предпринимательских и семейных забот, на «
чистейшем ночным воздухе Дартмура» ему ничего угрожать не могло.



Поэтому выглядит очень подозрительным то, что все пошло не так.



Под опекой доктора Мортимера (других-то врачей нет) «
здоровье сэра Чарльза за последнее время заметно ухудшилось... он страдал болезнью сердца». Да, вот вроде бы указание против: «в результате вскрытия, которое дало полную картину застарелого органического порока сердца». Но вы же помните, кто проводил вскрытие?



И с душевным здоровьем все стало нехорошо:

«Последнее время мне с каждым месяцем становилось все яснее, что нервы сэра Чарльза напряжены до предела».

«Ему не давала покоя навязчивая идея о каком-то призрачном существе, и он то и дело спрашивал меня, не видал ли я чего-либо странного, когда ходил с визитами по больным, и не слышал ли собачьего лая. Последний вопрос сэр Чарльз задавал мне особенно часто, и его голос дрожал при этом от волнения».


Но признаемся честно: убило старичка в первую очередь то, что он не держал в полной тайне свое завещание.

<< Предыдущая часть

>> Продолжение