На улице уже весна, через пару недель от снега не останется и следа, ну а мы с вами отправляемся на зимнюю прогулку на камень Полюд, ну тот что находится между Красновишерском и Чердынью и является признанной туристической достопримечательностью Пермского края.
В Красновишерске я в своей жизни был трижды и все теплое время года, но вот на камень Полюд ни разу не доводилось попасть, тем более зимой. Это был интересный экспириенс...
Покинув еще затемно наше убежище в Соликамске, отправляемся по зимней дороге в Красновишерск. Между городами расстояние 104 километра, по такой дороге проходишь его чуть менее чем за два часа максимально аккуратно чтобы не улететь в сугроб.
В Красновишерске после круга почета по центру города снимаем номер в гостинице "Вишера" и без промедления отправляемся в северную часть городка - в поселок Набережный. Утром туристов еще мало и у нас есть возможность припарковаться недалеко от ледовой переправы Набережный-Бахари в районе клуба "Геолог", предусмотрительно запихнув машину в сугроб с возможностью прямого выезда на дорогу. Если бы мы этого не сделали, то вечером пришлось бы долго ждать когда нас разблокируют другие участники "восхождения".
Обратите внимание на мостик через промойну. Специфика течения Вишеры в этом месте заключается в том, что даже в самые лютые морозы она полностью не замерзает и вдоль левого берега, благодаря ключам, остается промоина, через которую, специально для туристов следующих на Камень Полюд, перебрасывается деревянный мостик. Летом здесь работает лодочная переправа.
Переходим Вишеру по льду в деревню Бахари. Торопимся. Есть версия, что снегоходов на всех может не хватить. И вправду, выстроившиеся в ряд на снегоходах с салазками на прицепе предприимчивые местные жители не хотели нас брать. т.к. у них была большая заявка от туристических автобусов, которые еще не подошли. После некоторого замешательства нам удалось словить "левое такси" по демпинговой цене в 400 или 500 рублей за двоих. Демпинг был неплохой, но "такси" было сильно эконом класса. Правда сначала мы этого не поняли. Люба и еще два подвернувшихся одиноких попутчика заняли место в санях, а меня "для массы" посадили на снегоход пассажиром.
Пару слов о погоде. За сутки до здесь стоял мороз около 25 градусов, но ночью пошел снег и заметно теплело. Водитель снегохода нас предупредил, что заехать на Полюд не получится, при такой погоде снегоход не вытянет, и он высадит нас у подножия самого крутого участка примерно за километр до вершины. Трудно сказать. что это было: реальный учет возможностей не слишком нового снегохода типа "Буран" или нежелание тратить на нас время, чтобы успеть вернуться к переправе, когда поток туристов будет на пике. Ведь чем больше рейсов сделаешь, тем больше заработаешь.
Я приготовил камеру и важно расположился на пассажирском сидении размышляя о том, что быстро и с комфортом доеду до Полюда. Но не тут-то было...
Седло почему-то оказалось мотоциклетного типа или вообще от мопеда. Держаться приходилось одной рукой за лямку на нем, практически под собой, а во второй руке была камера. Как только мы тронулись я начал съезжать назад, ибо пятой точке было вообще не на что опереться. Вся моя поездка прошла в ожесточенной борьбе за свою жизнь и за жизнь камеры. Но кое-что все-таки отснять удалось, до того момента как замерзшая на встречном ветру камера не отказалась работать. Поменять на другую или на телефон возможности у меня не было. Свалиться с седла под сани в процессе очень уж не хотелось.
Как только мы покинули Бахари и скрылись под пологом зимнего леса стало еще хуже. Чем живописнее и увлекательнее становилась дорога тем сильнее на каждом ухабе меня норовило выкинуть из седла. Снегоходы с санями превратили дорогу в подобие поверхности штормового океана. Снег был укатан в виде волн или ухабов. Когда снегоход нырял в яму и начинал взбираться на следующую волну его догоняли сани били сзади даже несмотря на жесткую сцепку. На гребне волны сани отставали и дергали назад, при этом я подлетал еще и вверх.
Вы когда-нибудь видели настоящее американское родео. Дак вот, это было оно самое!
Судьба пассажиров в санях была также не завидна. У них было чуть меньше шансов вылететь из саней, но жесткость конструкции делала удары более чувствительными.
Так мы и ехали примерно 6 километров...
Когда наконец снегоход остановился в начале крутого подъема я был безмерно счастлив. К тому времени обе руки у меня окончательно онемели от напряжения, все внутренности и пятая точка были отбиты, ноги он напряжения дрожали, т.к. я пытался бедрами сжимать снегоход, как на лошади без седла. Кроме того, я был мокрый как мышь от физического напряжения еще до начала подъема. У моих спутников из саней состояние было не намного лучше, с той только разницей. что им не приходилось прикладывать столько физических усилий и было за что держаться.
С момента выхода на лед Вишеры и до прибытия в эту точку прошла 41 минута. Немного очухавшись мы направились по снежной тропе в гору. Следы на снегу говорили, что сегодня еще не один снегоход не забирался наверх. Мне показалось, что всем водителям снегоходов доставляет удовольствие вытряхать кишки из своих пассажиров, т.к. на обратном пути история повторилась. Конечно можно ехать чуть тише, но тогда сделаешь меньше рейсов и меньше заработаешь.
Вообще приключение было из таких, какие я люблю. И я бы даже не ворчал, если бы у меня не было в планах снимать во время езды, я был один и вторая рука была бы свободна. В результате я намучался, ничего не снял и не получил кайфа от аттракциона.
Через 300 метров подъема мы заметили бревенчатую избушку. Это оказалась трансформаторная подстанция на линии ЛЭП, ведущей в приют и на метеостанцию, расположенную на вершине камня Полюд.
Я шел медленно, еще толком не оправившись от болезни и встряски на снегоходе. Плюс постоянно останавливался на фотосъемку. Люба учесала вперед. Постепенно меня стали обгонять даже пешие туристы. Самые сообразительные из них тащили снежные скейты, снегокаты, надувные ватрушки, ледянки и прочий скарб, чтобы потом быстро и без проблем спуститься обратно. Ну как без проблем? На узкой и извилистой тропе всегда существует шанс столкнутся с вынырнувшим из-за поворота снегоходом.
И тут началась настоящая красота снежного царства... Не знаю как там сейчас, можно предположить, что до конца марта снежный путь на Полюд еще действует, но 7 января здесь было просто волшебно. Иногда сквозь сплошные тучи пыталось проглянуть восходящее солнце, но все его попытки были безрезультатны.
Причиной того, что снег так облепляет на Полюде елки, а не просто лежит на их ветвях, готовый скатиться вниз от любого толчка, является сильный ветер и, возможно, предшествующая оттепель. Такого на равнине не увидишь. За этой красотой стоило сюда ехать.
Мне нравятся такие сизые фото выполненные в контровом свете пробивающегося сквозь тучи восходящего солнца.
Где-то с этого места стал задувать ветер и мокрая спина стала немного подмерзать. К тому моменту когда я достиг вершины дорогу более мнее вытоптали и раскатали.
Наконец я достиг вершины с метеостанцией, приютом, живописными зимними скалами и пронизывающим холодным ветром, но об этом рассказ будет в следующий раз, также как и о неудачных попытках добычи на Полюде угля и устройстве скита.
С момента выхода на лед Вишеры прошел один час и 18 минут. Достаточно быстро добрались, хотя когда я ехал в седле, казалось, что время тянется бесконечно...
А теперь все тоже самое но в формате видео
1. Дорога Соликамск-Красновишерск
2. Красновишерск на Рождество под веселую музыку
3. А ты читал Шаламова? Я сказал нет, но на самом деле читал. Сейчас как никогда актуально.
4. По заваленному снегом Красновишерску под итальянское диско
5. Видео "Снегоходом на Полюд и обратно" это в основном дорога обратно в санях. Лишь первые несколько секунд жалкая попытка что-то снять сидя в седле. Смотрите на то что вас ожидает, если соберетесь на Полюд следующей зимой.
На том пока все. Продолжение следует.
Понравилось? Подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии. Оригинал поста в моем ЖЖ здесь.