ИЛИ ЧТО МЫ ЗНАЕМ О КАРТОФЕЛЕ.
Приветствую Вас, подписчики, заинтересованные и просто любопытствующие на моем канале. Здравствуйте.
Пятница. И опять я пишу в рубрике #пятничная_story.
Сегодня про картофель.
Какая цена картофеля в соседнем магазине и что студентов возили "на картошку" во времена Советского Союза - писать не буду.
Что Беларусь – это картофельный край, а родиной картошки является Южная Америка, а к нам её завез Петр I, Вы знаете и без меня.
Я расскажу о том, как картофель стал спасителем Европы и России от голода. А ещё каким образом он завоевывал сердца людей.
Предистория
На Европейском континенте картофель появился только в 16 веке, хотя индейцы Южной Америки употребляли этот плод еще в 3-ем тысячелетии до н.э. (это возраст пирамиды Хеопаса в Египте).
Инки картофелю поклонялись! Циклом варки картофеля измеряли время ( ну буквально: давай встретимся через 3 варки картофеля).
Представляете если эта единица времени осталась бы до сих пор?
Более того несколько клубней индейцы великой цивилизации, всегда клали в гроб умершего, потому что верили в загробную жизнь, а там тоже надо чем-то питаться, считали они.
Когда же испанские конкистадоры завоевали земли цивилизации инков. Любви с первого взгляда с картофелем у европейцев не случилось.
Они постоянно удивлялись тому, что едят индейцы. Этот плод описывали так: "Странные мягкие трюфели, без косточек, скорлупы и с цветами, как у мака".
Европейским завоевателям была привычна своя еда: хлеб, свинина, говядина. А странные плоды, которые выкапывали из земли туземцы, никого не волновали.
Тем более, что задачей завоевателей было привить европейскую культуру и ее ценности, а не уподобляться дикарям и их традициям - есть картошку.
Но! Далее случается естественное сокращение численности коренных народов. По большей части из-за болезней, которые привезли испанцы!!!
Цивилизация инков исчезает, а вместе с ней исчезает и культура.
И картофель бы тоже исчез, если бы не желание испанцев сэкономить. Дело в том, что индейцев использовали, как дешевую рабочую силу в золотых шахтах инков. Тяжелый труд и разряженный горный воздух ежедневно уносил жизни тысячи человек. Был голод, холод и тяжелые условия труда.
А так как картофель сытный продукт, испанцы кормили им своих работников.
И В ИТОГЕ...
Священный продукт великой цивилизации инков превращается в еду бедняков и рабов.
Это потом уже испанские моряки поняли о картофеле две простые истины:
- Он сытный и помогал в долгих морских путешествиях накормить команду;
- Его легко хранить.
И! Предприимчивые мореплаватели, привезя картофель на континет стали представлять его, как самый экзотический продукт.
Европейцы восприняли картошку, как деликатес и преподносили клубни высокопоставленным особам.
Так, Френсис Дрейк (известный мореплаватель) возвратившись из кругосветного плавания преподнес клубни, королеве Елизавете.
В честь этого события в г.Оффенбург (Германия) даже установили памятник: Френсис Дрейк с картошкой в руке. Многозначительная надпись на постаменте гласила: «Сэру Фрейнсису Дрейку, распространившему картофель в Европе. Это помощь беднякам, драгоценный дар божий облегчающий их жизнь».
Нацисты в свое время конечно снесли его, ибо нечего восхвалять какого-то англичанина в Германии.
Распространение в Европе
Но в XVI веке путь картофеля был не всегда триумфальным. Не все в Европе приняли его одинаково восторженно. Для элиты – это был деликатес, который по их мнению являлся афродизиаком усиливающий половое влечение.
(Виной всему конечно же сладкий батат. Это сейчас мы знаем, что к картошке он не имеет никакого отношения, но тогда в XVI веке никто не разбирался, в чем отличие батата от картофеля. Тем более внешне они очень похожи).
Среди же простого народа картофель имел дурную славу. И масло в огонь подливали католические священники словами: «Если нет ни одного упоминания о картофеле в священном писании- значит бог не хочет, чтобы мы употребляли это в пищу». А так как по незнанию малограмотные крестьяне ели картофель в сыром виде - конечно же они травились. И название «яблоко дьявола» приклеилось к картофелю на долгие годы.
Так продолжалось до середины XVIII века.
Что было дальше
В середине XVIII века распространение картофеля набирает обороты. Этому способствует - резкое изменение климата. Несколько лет заморозков и неурожайных годов провоцируют голод по всей Европе.
Злаки которые традиционно выращивают в Европе не выносят холодов. Зерновой вопрос стоял на уровне жизни и смерти.
Европейские монархи вынуждены были обратить внимание на быт и условия жизни своих подданных, которые вымирали целыми деревнями.
Народ нужно было чем-то кормить.
И две ведущие державы: Франция и Пруссия решают сделать это с помощью картошки.
Пруссия
В Пруссии король Фридрих II Великий ( по второму прозвищу: kartoffelkönig - картофельный король) устав от бесконечного голода и как человек военный, приказывает своим подданным засеять картофелем 1/10 часть своих наделов.
В случае не исполнения – тюрьма или штраф. И ещё в указе было написано, что тем кто не сажает картофель - будут отрезать нос и уши.
Более того он лично ездил по стране и следил за тем, чтоб его указ исполняли.
Вот так насильно под жестким котролем, Фридрих II заставил немцев есть картофель.
И уже сегодня невозможно представить национальное немецкое блюдо без картофеля.
А в те далекие непростые времена, неурожайные годы мало повлияли на численность населения Пруссии. Картошка буквально спасла страну от голода. Народ работал, страна развивалась и становилась сильнее.
Франция
А что же происходит в это время во Франции? Франция считавшая себя сверхутонченной державой, полагала что картофель это еда бедняков и невежд и нормальный человек это есть никогда не будет.
И 1748 году парламент Франции запрещает выращивать картофель. Аргумент такой: «Картофель вызывает болезни от проказы до водянки».
Но скоро все поменяется.
В 1756 году начинается семилетняя война Франции и Пруссии. (Так называемая нулевая мировая война). Воют все и со всеми. Но главные противники Франция, Россия и Австрия воюют против Пруссии и Великобритании.
В одном из многочисленных сражений, молодой французский фармацевт Антуан-Огюстен Парматье (рядовой французкой армии) попадает в плен к прусакам. Конечно же он ожидает смерть от водянки или проказы, т.к. пленных французов кормят картофелем.
Но после 3-х летнего плена этого так и не случилось.
Возвратившись домой, после победы Франции в той войне. Парматье посвящает картофелю всю свою жизнь. А удачно выигранный конкурс, объявленный французским правительством искавшим продукт, которой способен остановить голод во Франции - сделал его знаменитым.
Ученый вливается в высший свет Франции и становиться первым картофельным пропагандистом.
Он пытается убедить всех в безопасности продукта. Устраивает званные ужины на которых все блюда готовятся из картофеля.
Но правительство Франции не спешит популяризировать этот «плебейский продукт». Хотя в стране в это время идут волнения. Народ негодует.
Дело в том, что во Франции опять наступили холода и весь урожай зерна погиб. Начинается голод, но Людовик XVI непреклонен.
Пока однажды, в день рождения короля, его жена Мария-Антуанетта не вплела себе в прическу цветы картофеля.
А Парматье не явился на приём его величества с букетом цветов картофеля.
К слову сказать блюда на том дне рождении монарха, были все из картофеля (это Парматье постарался).
И настолько они понравились придворной знати, что даже Томас Джефирсон (в будущем 3 президент США) приобрел работу ученого Парматье "О пользе картофеля".
Знать удалось убедить, а вот с простыми людьми дела обстояли более сложнее. Малограмотные крестьяне боялись, что их хотят отравить.
И тогда Парматье вынужден был прибегнуть к ещё одной хитрости.
Он попросил разрешения у короля засеять большое поле рядом с Парижем - картофелем. Днём картошку охраняли солдаты, а на ночь охрану снимали.
Любопытство людей брало верх над разумом. Они считали, раз охраняют, значит что то ценное - надо брать. И воровали по ночам картошку, высаживая её потом у себя.
Важной вехой в борьбе за признание картофеля стал неурожайный 1785 год, когда именно употребление картофеля в пищу помогло победить голод на севере Франции. В последние месяцы первой Парижской коммуны (1795) картофель активно выращивался в осаждённом Париже, даже в саду Тюильри, чтобы уменьшить голод.
В том же году Пармантье стал членом Академии Наук, вступив в отделение сельской экономики.
Вот такие две истории про распространение картофеля в Европе.
Две страны и два пути. Один насильственный, другой хитрый.
А что же у нас в России? А Россия пошла по своему 3-му пути.
************************************************************************************
Об этом расскажу в следующей истории. Оставайтесь на канале.
И спасибо, что дочитали статью до конца.
Для удобства, оставлю ссылку на рубрику: