С целью увеличения пропускной способности Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) до 2027-го власти планируют реализовать проект его реконструкции. По сообщению Министерства промышленности, торговли и энергетики Астраханской области, работы по дноуглублению стартуют весной текущего года.
Копаем глубже: близится новый рекорд
В 2023-м земснаряды в общей сложности должны вынуть 12 млн куб. м грунта (на эти цели выделено 2 млрд руб.), что станет абсолютным показателем за почти 150-летнюю историю существования канала. Предусмотрена очистка 55 км водных объектов. К примеру, в 2022-м в рамках мероприятий по поддержанию навигационных глубин со дна подняли порядка 5 млн куб. м. По словам губернатора региона Игоря Бабушкина, тогда было привлечено рекордное количество единиц флота — 28 судов.
Грузооборот морских портов Астрахань и Оля в 2022-м, как и два года назад, составил порядка 3 млн тонн. Хотя их суммарная мощность — 16,5 млн тонн. В 2004-м по каналу перевезли 4,7 млн тонн. Но из-за дальнейшего обмеления водной артерии этот показатель существенно снизился. К слову, в советское время, в 1980-е гг., по маршруту ежегодно доставляли около 20 млн тонн груза.
Реконструкция гидротехнического сооружения позволит значительно увеличить объемы грузоперевозок, что положительно отразится на динамике торговли с государствами Персидского залива и Индией. Также в порту Оля в 2024-м ожидается запуск современного контейнерного терминала мощностью 3,3 млн тонн. Таким образом, объемы перевозимых грузов по каналу потенциально могут снова выйти на значения последнего десятилетия перед распадом СССР.
Канал с историей
Строительство судоходного канала, соединившего глубоководную часть Каспийского моря с рекой Бахтемир, стартовало в 1874-м с очистки русла последней — на протяжении 17 лет ежегодно извлекалось 60 тыс. куб. м донного грунта. В 1891-м, когда первый этап проекта был завершен, грузооборот через Астраханский порт составил 2,4 млн тонн (в 1873 — 10 тыс. тонн).
Протяженность канала тогда составила 33 км. Однако в 1929-м, когда глубина поддерживалась в 3,6 м, началось резкое понижение уровня воды в Каспии — на 2 м в течение примерно 10 лет. В 1930-х проводилась реконструкция ВКМСК, однако из-за войны реализовать удалось не все, что задумывалось.
Из книги «Родина». — М., 1939. — С. 108:
«Реконструкция Волго-Каспийского канала, которая уже началась, позволит значительно улучшить судоходство. Производятся большие дноуглубительные работы на протяжении 95 километров. Будет создана огромная дамба — в 50 километров длиной. Дамба оградит канал от восточных ветров и от песчаных заносов. Во вторую очередь намечается построить в 202 километрах от Астрахани искусственный островной порт, где нефть с морских танкеров будет перегружаться непосредственно на речные».
К середине 1950-х длина искусственного водного пути увеличилась примерно в пять раз — до 168 км. К этому моменту уровень моря стабилизировался. Начались мероприятия по реконструкции канала — до 1970-го ежегодный объем дноуглубительных работ составлял 10 млн куб. м. Глубина была увеличена с 3,6 м до 4,9 м в речной части и до 5,1 м в морской; протяженность при средней ширине 110 м — до 188 км, из которых большая часть (102 км) приходится на морской отрезок.
В конце 1970-х уровень воды в Каспии стал резко повышаться, что позволило почти в два раза сократить объем земляных работ. С 1996-го по 2001-й снова происходило снижение уровня водоема, затем он стал подниматься, а с середины позапрошлого десятилетия снова падать — за последние 16 лет минус 1,2 м.
Как альтернатива Суэцкому каналу
Как отмечал губернатор Астраханской области на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в январе 2022-го, ВКМСК в течение 250 дней в году не соответствует паспортным глубинам — 4,5 м. Из-за этого суда, в том числе иностранные, нередко встают на мель.
Тогда же Игорь Бабушкин обратился к главе государства с просьбой ускорить работы, направленные на поддержание необходимых параметров, дав соответствующие поручения профильному ведомству. Что и было сделано. Как неоднократно подчеркивали местные власти, своими силами им крайне сложно наладить безаварийную логистику. Помимо дноуглубления ВКМСК, в рамках проекта реконструкции возведут заградительные дамбы.
В 2018-м, когда Россия, Казахстан, Иран, Азербайджан и Туркменистан подписали конвенцию по правовому статусу Каспийского моря, Владимир Путин заявил о намерениях страны развивать портовую инфраструктуру по маршруту транспортного коридора «Север – Юг», призванного составить альтернативу Суэцкому каналу. Через четыре года в Ашхабаде глава российского государства подчеркивал, что в новых обстоятельствах значение Волго-Каспийского морского судоходного канала возрастает в разы. Поэтому его модернизации и уделят особое внимание.
Параллельно рассматривается вопрос строительства железной дороги, которая соединит Россию и Иран через Азербайджан. В 2022-м товарооборот между первыми двумя странами увеличился на 15% и составил $4,6 млрд.
В статье использованы изображения ФГУП "Росморпорт" / rosmorport.ru, Пресс-службы правительства Астраханской области / astrobl.ru и АО "Морской торговый порт Оля"/ mtpo.ru