Найти тему

"Жертвы" в архитектуре

Первобытные времена. На закланье ведут парнокопытных животных. Люди молят богов о плодородии и всяческом изобилии. Они верили, что такая жертва поможет обрести желаемое... К счастью, подобные жертвоприношения канули в лета. Кто бы знал, но за свои страдания бедные звери удостоились войти в историю архитектуры и искусства. В Средние века их «черепами» стали активно украшать фасады зданий.

Букраний - загадочное древнегреческое слово, которое означает череп рогатого животного - козла или быка. В архитектуре российских городов изображение быка - довольно редкое явление. И, конечно, эти парнокопытные сильно уступают знаменитым каменным львам. Пожалуй, только самый внимательный прохожий сможет увидеть на фасадах зданий этих не менее благородных животных.

-2

Классическим мотивом букраний стал в эпоху итальянского Возрождения. Всё чаще маски рогатых животных, иногда в окружении венков из растений, цветов или фруктов стали появляться в интерьерах. Их также можно было заметить в декоративных росписях, рельефах, деталях мебели. Творцы стилей классицизма, барокко, ампира, а также неоклассицизма, неоренесанса XVIII - XIX веков и неоклассицизма начала XX столетия с удовольствием использовали букраний. Это изображение стало также символом вечного покоя. Жуткие глазницы быка смотрели с памятников, мемориальных постаментов, алтарей. Вся эта мистика отсылает нас к первоисточнику - ритуальным жертвоприношениям. Впрочем, нарядные венки из фруктов придали этим элементам другой символизм: богатство, плодородие, достаток в доме.

-3

Бычий череп, несомненно, один из самых выразительных элементов орнамента. По всему миру, преимущественно в городах Европы, маски парнокопытных украшают здания и сооружения. Части самых древних из них покоятся в самых известных музеях.  Например, Старом музее Берлина (Германия) можно найти деталь саркофага Каффарелли. Датирована она 40-м годом до нашей эры. А вот алтарь Мира Августа, а точнее  деталь его внутреннего фриза (13-9 годы до нашей эры) можно увидеть в Риме (Италия).

 Алтарь Мира Августа
Алтарь Мира Августа

Архитектор Джакомо Кваренги - один из самых плодовитых зодчих конца 18 века. Императрица Екатерина II, видимо, очень доверяла итальянскому зодчему, позволяя творить, как его творческой душе угодно. Так, в 1785 году на фризе фасада Концертного зала Царского Села появились первые в России букрании. Через пять лет тот же Кваренги применил маски рогатых животных на фризах фасадов торцов дугообразного корпуса Ассигнационного банка, выходящих на Садовую улицу.

В Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге

Ещё одни известные букрании в нашей стране, до которых в буквальном смысле можно дотронутся рукой (говорят это приносит удачу). Украшают жертвенные чаши по обе стороны памятника Михаила Юрьевича Лермонтова на проспекте его имени. Стоит он неподалёку от Обводного канала.

-6

Увлечение античной архитектурой довело букраний аж до Московского Кремля. Появились они на фризе Арсенала после большого пожара 1812 года. Автором восстановительных работ выступает архитектор Матвей Казаков.

 Матвей Казаков
Матвей Казаков

Конечно, это малая часть примеров букраний в архитектуре. Современные зодчие всё-таки предпочитают обходить стороной эти элементы декора. То ли из-за их мистического происхождения, а может быть, мода на маски парнокопытных давно прошла, и их «жертва» больше искусству не нужна...

-8

#ЦНТБСИА #Архитектурнаялингвисика