На мой непредвзятый взгляд, самый красивый перевал на Чуйском тракте Чике-Таман. Очень я его люблю.Каждый раз уезжать оттуда не хочется.
Конечно, он не так известен, как Семинский,о котором я рассказывала. И не всякий турист до него доезжает.Но виды с Чике-Тамана потрясающие! Перевал расположен между селами Хабаровка и Купчегень, в Онгудайском районе Республики Алтай.
Горные перевалы для алтайцев всегда священны. На любом перевале необходимо оставить подарок Духу Горы в виде камней (сложить из них обо-пирамидку) или цветной ленты на дереве, если деревья на горе имеются.
Перевал -это некий переход из одного мира в другой, преодоление, обновление.
Официально Чике-Таман -это с алтайского - «прямая подошва».
У меня есть другой вариант,на мой взгляд более логичный- в тюркских языках (и в татарском) чике таман-«как раз граница, раздел». Никак этот перевал не тянет на плоскую подошву.
Начинается подъем на перевал Чике-Таман на 657 км Чуйского тракта от высоты 909 м над ур. м . На 659 км видно поворот вправо на старую дорогу Чике-Тамана. Перевал имеет примерно 40 или 44 поворота, зигзаги есть с большим и малым радиусами. Мы старались считать их, но постоянно сбивались. А потом и считать перестали.
До смотровой площадки ехать около 6 км от начала подъёма. Высота перевала 1295 м над ур. моря. Спуск с перевала-4 км.
До начала 20 века через Чике-Таман вела конно-тележная тропа с многочисленными крутыми поворотами при подъёме. Со смотровой площадки современной дороги ещё виден этот путь, ставший заросшей тропой.
Через этот перевал проходил и старый Чуйский тракт. По нему ездили до 1984 года. Новый Чуйский тракт на подходе к перевалу спрямили, прорубив дорогу в скалах. На самом перевале по обочинам старого тракта расположился шумный сувенирный рынок, а за рынком начинается спуск в сторону Онгудая по лесной дороге. Высшая точка перевала по старому тракту несколько выше, чем по новому, и подъём круче.
Русский ученый В.В.Радлов вспоминал о преодолении этого перевала : «Через несколько верст после заимки Хабарова (по измерению Калнинга, расположенной на высоте 946,5 м) нам нужно было перейти через труднопроходимую горную цепь Чикетаман, которая тянется между Малым и Большим Ульгеменом (Ян-Улёгён).Дорога здесь так круто подымается в гору, что в волокушу пришлось запрячь четырех лошадей.
С трудом вскарабкались мы до середины горного склона. Дорога становилась все круче, и поэтому, я решил, что мне и моей жене будет лучше взобраться на гору пешком. Гора оказалась слишком трудной и для пешехода. Нам приходилось то карабкаться по отвесным скалам, то продираться сквозь густой кустарник. На вершине — довольно широкое плато с пышной растительностью: густой травяной ковер, покрытый цветами, и довольно богатый лес. Восточный склон Чикетамана тоже очень крутой, но голый и местами покрыт камнями, так что спуск был, пожалуй, еще тяжелее, чем подъем. Не успели мы добраться до подошвы горы, как нас застала врасплох внезапно наступившая темнота, и нам пришлось спускаться с высоты чуть ли не на четвереньках…»
Описание перевала Чике-Таман есть и у русского географа Г.Н.Потанина ( в 1878 г): «…Мы встали так рано, что успели выехать с места, когда еще было темно... В 3, 4 верстах от ночлега начался крутой подъем; он идет зигзагами и чем выше, тем становится круче; моя лошадь часто скользила, потому что на водопое намочила копыта и они заледенели; перевал этот считается самым крутым на пути из Кош-Агача в Ангудай; мы поднялись на его вершину, солнце еще не взошло.
Я остановился, чтоб посмотреть, что за вид представляется с этого высокого места назад, в долину Катуни, но горы еще были плохо освещены, и ничего нельзя было разобрать»
Мы проезжали через Чике-Таман много раз и каждый раз смотровая площадка менялась и улучшалась.
Рыночек становится всё обширнее и длиннее, появились туалеты, кафе. Построили уютную деревянную беседку, где можно отдохнуть. Чего тут только не продают!
Почему-то только на Чике-Тамане продают классный путеводитель по Горному Алтаю с картами; в других местах Алтая я такой путеводитель не встречала. Если увидите, непременно купите. В нём подробно расписаны маршруты по Чуйскому и Чемальскому трактам, дорога на Телецкое озеро, дорога до Белухи.
В 2017 году здесь установили памятник Дорожнику- очень правильно и заслуженно.
За перевалом где-то на обочине имеется родник, но мы до него так и не добрались.
Горный перевал Чике-Таман объявлен памятником природы республиканского значения и это радует.
Может быть теперь отучат туристов от наскальной живописи типа «Здесь был Вася», которую приходится лицезреть на всех скальных склонах Чике-Тамана… Советую администрации Онгудайского района назначить за тягу к подобным художествам нехилый штраф; и регулярно отслеживать подобных творцов. Что вам, лишние деньги в бюджете района не нужны? Удачи!
Как добраться:
Перевал начинается от 657км Чуйского тракта.
Координаты: 50º38´42´´с.ш. ,86º18´44´´в.д.
Путешествуйте и радуйтесь следом за нами!
Все фото и картинки, вставленные в данную публикацию из открытых источников Интернета, использованы исключительно в информационных целях и являются цитированием.