Найти в Дзене

Неожиданный Александр Барыкин

Оглавление

Александр Барыкин, за свою долгую музыкальную карьеру, попробовал себя во многих жанрах, с результатами неоднозначными. Как солист вокально-инструментального ансамбля, он ни разу "не попал в телевизор", как основатель и лидер полу-официальной советской  рок-группы, собрал все издержки этого статуса, и известность его носила, скорее, андеграундный характер.. Пробившись на большую эстраду, он оказался в глубоком противоречии между тем, что ему хотелось делать, и ожиданиями слушателей, а в конце 90-х находился в совершенно мизерабельном положении, иногда, буквально, перебиваясь с хлеба на воду..

Нельзя сказать, что как композитор, Александр был хитмейкером - по настоящему широко известных, ушедших в народ песен, у него можно пересчитать по пальцам руки, а некоторые, ставшие популярными в его исполнении и вовсе были написаны другими авторами, например, "Программа Передач" - Игорем Николаевым, а "Аэропорт" - Русланом Горобцом. 

Тем не менее, сочинителем Барыкин был, что называется, крепким и довольно плодовитым, поэтому, мне показалось интересным обратить внимание на те песни, которые у большинства читателей вовсе не ассоциируются с автором, ставшей народной, песней "Букет". 

1. Раиса Саед-Шах "О Хорошем.."

Раиса Саед-Шах была птичкой экзотической, даже по советским меркам: все-таки непало-еврейское происхождение встречается не на каждом шагу. Отец - губернатор штата, мать - известная советская  поэтесса и переводчица, благодаря связям которой, Раиса в начале своей карьеры попала под покровительство Давида Тухманова в первую инкарнацию группы Электроклуб, в то время, когда в нем пели Игорь Тальков и Ирина Аллегрова. Песня "О хорошем" считается началом ее сольной карьеры, и Александр Барыкин не только написал эту песню, но и запись ее была сделана его группой Карнавал. В ходе совместной работы у Александра Барыкина и Раисы Саед-Шах случился короткий, но бурный роман, результатом которого помимо песни, стал сын Раисы, которого Барыкин отказался признавать, что было причиной всяких некрасивых историй и разборок, включая привлечение к конфликту авторитетных бандитов, в соответствие с тогдашней модой. 

Тем не менее, песня, записанная  в духе популярной тогда Шаде, Барыкину, безусловно, удалась. 

2. Алла Пугачёва и Сергей Челобанов "Сыграем в любовь"

В своих интервью, Александр Барыкин говорил, что одной из основных причин его ухода из "Веселых Ребят" было появление в составе Аллы Пугачевой, полностью переключившей на себя  внимание художественного руководителя Павла Слободкина, который стал выстраивать репертуар группы вокруг новой солистки. Тем не менее, к концу 80-х у Александра сложились с Аллой Борисовной и ее окружением  хорошие отношения, которые в какой-то момент ему очень помогли, когда в российском музыкальном бизнесе начали происходить глобальные тектонические изменения. Представленная  песня Александра Барыкина в репертуаре Пугачевой также была не единственной..

3. Александр Кальянов "Черный Лебедь"

Советский "Алан Парсонс" 🙂 Александр Кальянов конечно более прославился как модный звукорежиссер, у которого в середине 80-х записывались все сливки советской поп-музыки, включая и Александра Барыкина, для группы которого, студия Кальянова стала в какой-то момент практически штаб-квартирой. Песня "Черный Лебедь" - один из многочисленнвх заходов Барыкина на территорию шансона, с которым его мало кто связывает..

4-5 Наталья Сенчукова "Доктор Петров", "Колокольчик"

С лидером группы "Дюна" Виктором Рыбиным Александра Барыкина связывали дружеские отношения, и когда Виктор начал раскручивать свою молодую жену, Александр также принял в этом активное участие, написав для Натальи две композиции для первого альбома. По воспоминаниям Сенчуковой, песня "Доктор Петров" была впервые исполнена под гитару Александром у них на кухне. Интересно, что обе песни с первого альбома написаны, в абсолютно разных стилях - если "Доктор Петров" отсылает к евродиско в духе London Boys, то "Колокольчик" явно вырос из барыкинского "Букета".

6. Сестры Зайцевы "Старая Цыганка" 

Странное порождение смутных 90-х - дуэт сестер Зайцевых, пытавшийся монетизировать своё  близнецовое сходство. После криминальных разборок связанных с бизнесом мужа одной из сестёр, дуэт изчез  горизонта, появившись на радарах только с возвращением ностальгической моды на пост-перестроечную музыку. 

Что касается самой песни, то, хотя  в ней и угадываются некоторые традиционные музыкальные ходы Барыкина, сделана она довольно непритязательно. 

6-7 Алика Смехова "От весны и до весны", "Танго"

Амбиции Алики Смеховой всегда простирались очень широко - она подавала себя и как певицу и как актрису, но, пожалуй, самой удачной была ее роль светской львицы, а остальное было лишь  оправой к ней. Ко второму альбому Алики, Барыкин написал две песни, и надо признать, что здесь мастер несколько схалтурил: латина "От Весны и до весны" подозрительно напоминает "Пташечку мою" от Александра Морозова, которую исполнял Филипп Киркоров, а "Танго" получилась на удивление невыразительной и безликой. 

8-9 Валерия " Бессонница", "Осени дым"

Не Александром Шульгиным единым пробивалась Валерия до ухода к Иосифу Пригожину - для третьего ее альбома "Анна" , Александр Барыкин написал целых две песни.. Крепкая, качественная работа, больше по поводу них сказать нечего. 

10. Дюна "Фонарики" 

Еще один результат дружбы между Виктором Рыбиным и Александром Барыкиным. Дюновские "Фонарики" безусловно являются отсылкой к легендарным "Фонарикам" Глеба Горбовского, только пронзительная блатная романтика оригинала заменена здесь на фирменный дюновский веселый пофигизм.

Надо сказать, что вклад Александра Барыкина в творческую копилку Дюны был довольно велик, хотя сам певец старался  этот факт не особо афишировать, в связи с тем, что его имидж старого рокера ну совсем не вязался с публичным образом группы. 

11. Ирина Салтыкова "Ночка" 

Также не очень очевидная коллаборация Александра с напористой,  но совершенно безголосой певицей. Ее третий альбом "Алиса", был посвящен дочери, и со слов Ирины, Барыкин сам позвонил ей и предложил эту песню, к которой, кстати, в отличие от ее исполнительницы, никаких претензий нет.

12. Кристина Орбакайте "Как жаль" 

Симпатичная песня с альбома "Верь в чудеса", из собственного репертуара Барыкина, к которой Александр написал и музыку и слова. К сожалению, ни в исполнении самого автора, ни в виде ремейка не получила внятной медийной раскрутки, и прошла почти незамеченной. Действительно, добротно сделанная поп-музыка, ничем не уступающая произведениям пресловутых "шведских продюсеров". 

13. группа Ключи "Манчестер Сити" 

Группа Ключи была одной из многочисленных команд второго-третьего эшелона, которые стали плодится с модой на новый российский рок по лекалам "Нашего Радио" от Михаила Козырева. "Манчестер Сити" - одна из двух раскрученных песен группы, причем для этой композиции немаловажным стало то, что ее часто крутили также на спортивных каналах, посвященных футболу. В ней Барыкин тряхнул таки своей рокерской стариной, и выдал несколько прямолинейный, но довольно бодрый и драйвовый материал, под который хорошо заливаться пивасом с спортбаре, пялясь в  большой экран с бегающими по полю человечками. 

-2

Также можно почитать: