Кажется, страсти вокруг поставок вооруженным формированиям 404 боеприпасов с обеднённым ураном уже улеглись, да? Самое время спокойно поговорить и понять: а что это такое? Почему это так плохо и страшно? Или нас обманывают, и речь о самых обычных бронебойных снарядах?
"Эксперты" (возможно, и без кавычек), которые пытаются убедить нас с том, что такие снаряды использовались немцами ещё во время ВОВ, несколько лукавят. Ссылаются они на надёжный вроде бы источник - книгу Альберта Шпеера "Внутри Третьего Рейха" (рекомендуется к прочтению, там много познавательного), где действительно есть упоминания урана (аж 4 раза на весь текст). Нас интересует конкретный фрагмент: "Летом 1943 года прекратился импорт вольфрама из Португалии, что создало критическую ситуацию в производстве снарядов с твердой сердцевиной, и я распорядился использовать для этого типа снарядов уран. Мой приказ передать на эти нужды наши запасы урановой руды (около тысячи двухсот тонн...."
Для чего нужны были такие снаряды? Цель одна: пробивать танковую броню. Всё.
Что важно:
- во-первых, это был не обеднённый уран, о котором говорят сейчас, а "рафинированный";
- во-вторых, некоторые западные историки, ссылаясь на отчёты немецкого же командования, утверждают: "...известно, что это единственный немецкий патрон (боеприпас) с ограничением "запрещена практическая стрельба".
То есть: сделали, да. Использовали? Возможно, но, очевидно, массового характера применение не носило.
Но в любом случае - оправдания вида "так ещё фашисты делали, что тут такого-то?" - прекрасны сами по себе, не находите?
Важный (в данном случае - ключевой) вопрос: является ли обеднённый уран радиоактивным и вообще опасным? Ответ вариативен. Это тот случай, когда надо сначала решить: мы продаём или покупаем? Многочисленные военные эксперты по обе стороны линии фронта наперебой утверждают то, что соответствует текущему моменту. Вот, например, некий чешский специалист пишет:
Обедненный уран не является высоко радиоактивным. Строго говоря, это отходы, которые образуются при обогащении ядерного топлива. "Его радиоактивность можно сравнить с радиоактивностью некоторых сортов минеральной воды. Конечно, его не нужно лизать или вдыхать, как и любой тяжелый металл, но этим угроза и ограничивается", — заявил порталу "Лидовки" эксперт в области безопасности Лукаш Визингр.
Звучит красиво, правда? Не надо лизать. Ладно.
Но фишка ровно в том, что жители территорий, на которых боеприпас планируется применять, будут его именно лизать и вдыхать, причём довольно скоро. Как только закончится война. И вы не поверите: вообще без разницы, кто в этой войне победит (для нас, конечно, двух мнений быть не может, но западным экспертам стоило бы подумать). Уран останется в почве. Однажды там всё разминируют. А потом - там будут сельскохозяйственные земли. Снова, как были всегда. И всю эту британскую радость начнут употреблять в пищу простые мирные люди - и те, что живут на этих землях, и те, кто купит хлеб, сделанный из урановой муки, в Африке, в США, в Италии, в Турции, в России. Урану, строго говоря, всё равно какой паспорт у конечного потребителя будет в кармане.
Британцам, кстати, тоже всё равно.
Так опасен ли обедненный уран? Есть ли научные исследования последствий его применения? Парадоксально, но нет, хотя Штаты использовали подобные боеприпасы уже неоднократно: как минимум, в Ираке и Югославии. Там, кстати, исследования проводились, и результаты говорят сами за себя: по данным иракского правительства, в 2005 году заболеваемость раком в стране возросла с 40 до 1 600 случаев на 100 тыс. населения. В связи с этим Багдад даже подал официальный иск в Международный арбитражный суд в Стокгольме. Безрезультатно, как вы понимаете. В странах бывшей Югославии также отмечается увеличение количества онкологических заболеваний на 25%.
Казалось бы - повод задуматься. Но не в этом случае, когда воевать с Россией надо любой ценой.
А когда-нибудь потом можно будет сказать уцелевшим украинцам (если таковые останутся), что-то вроде:
«Выражаю личные соболезнования семьям погибших в ходе войн 1990-х годов, включая воздушную кампанию НАТО. Знаю, что сербы никогда не забудут это ужасное время, и не должны этого делать. Сербский народ никогда не оставит в стороне свое горе, но я верю, что он достаточно силен, чтобы забыть о своих обидах. Приверженность США нашему партнерству с Сербией непоколебима, как и наша приверженность дипломатии. Вместе мы можем построить лучшее будущее, которое сербский народ заслуживает и хочет для будущих поколений»
Знаете, чьи это слова? Никогда не угадаете. Это говорит посол США в Сербии Кристофер Хилл. Просит, значит, не обижаться.