Найти в Дзене
Музыкальный утюг

Танго в России. На сцене и на экране. 1965-1985

1965 год - переломный для советской эстрады. Это закат славы былых звёзд Леонида Утёсова и Клавдии Шульженко и приход новых молодых исполнителей: Эдита Пьеха, Эдуард Хиль, Муслим Магомаев. Развивается бардовское движение, сделавшее акцент на текстовом содержании с простыми аккордами. Джаз-оркестры уходят на второй план, а на первый приходят Вокально-инструментальные ансамбли (ВИА). Начинается развиваться эстрада, которую у нас больше всего знают и любят. Песни Пахмутовой и Добронравова, Александра Зацепина и Леонида Дербенёва. На танцполе царят твист, летка-енка и шейк. И среди всех изменений танго теряет своё значение как социальный танец. Теперь это элемент недавней жизни, который оставил определённый культурный след. Оно уходит на сцену, в кино, на пластинки и телевидение. Как это было - разбираемся в девятой статье по истории Танго в России. "Танго" политического раздора 1965 год. В польском городе Быдгощ с успехом прошёл показ спектакля "Танго" по пьесе молодого драматурга Славоми

1965 год - переломный для советской эстрады. Это закат славы былых звёзд Леонида Утёсова и Клавдии Шульженко и приход новых молодых исполнителей: Эдита Пьеха, Эдуард Хиль, Муслим Магомаев. Развивается бардовское движение, сделавшее акцент на текстовом содержании с простыми аккордами. Джаз-оркестры уходят на второй план, а на первый приходят Вокально-инструментальные ансамбли (ВИА). Начинается развиваться эстрада, которую у нас больше всего знают и любят. Песни Пахмутовой и Добронравова, Александра Зацепина и Леонида Дербенёва. На танцполе царят твист, летка-енка и шейк. И среди всех изменений танго теряет своё значение как социальный танец. Теперь это элемент недавней жизни, который оставил определённый культурный след. Оно уходит на сцену, в кино, на пластинки и телевидение. Как это было - разбираемся в девятой статье по истории Танго в России.

"Танго" политического раздора

1965 год. В польском городе Быдгощ с успехом прошёл показ спектакля "Танго" по пьесе молодого драматурга Славомира Мрожека. Пьеса в жанре абсурда рассказывала о споре поколений и поиске рациональности в жизни. На сцене царит полный бардак, главный герой Артур среди хаоса вещей пытается установить порядок и придать окружающему какой-то смысл. Но все его попытки не имеют успехов и пьеса завершается танго - танцем, символизирующим упрощённый взгляд на мир. Пьеса имела успех, была переведена на несколько языков, её ставили многие театры Европы. Советский артист Борис Бабочкин впервые увидел постановку в Белграде в середине шестидесятых и был тогда крайне впечатлён:

Но для меня, конечно, главное — театр, а вечером мы смотрели в Югославском драматическом театре (жаль, что я не видел их в Москве) комедию польского драматурга Славомира Мрожека «Танго». Театр, конечно, первоклассный… В пьесе всего семеро действующих лиц. Кто лучше, не знаю. Очевидно, Снежана Никшич, ей 20 лет, и она красавица в полном и абсолютном смысле слова. А техника ее игры, несмотря на то, что она еще ученица или только что кончила школу, не уступает самым опытным и лучшим актерам югославского театра. Несомненно, она явление с большим будущим и, вероятно, не только в масштабах Югославии. Но еще раз повторяю, что и остальные превосходны, да и пьеса очень, очень интересна. Жалко, что не все я в ней понял. Может быть, она у нас не может идти? (10 января 1966 года, материал взят с сайта "Прожито).
Станислав Мрожек, 1960 год
Станислав Мрожек, 1960 год

Идею поставить пьесу польского автора ходила в московских театральных кулуарах. Поставить предложили в молодом тогда театре "Современник" под руководством Олега Ефремова. Людмила Зотова - Инспектор в Управлении театров Министерства культуры СССР - в дневнике пишет о планах поставить "Танго" на сцене польским режиссёром Ежи Яроцким. Дискуссия велась в начале 1968 года. Тогда в Чехословакии началась "Пражская весна" в связи с избранием на посту руководителя страны Александра Дубчека, чьи новые либеральные законы были восприняты СССР как чистая контрреволюция. 21 августа СССР вводит войска в Чехословакию. В ответ Славомир Мрожек выступает с открытым письмом, в котором осудил действия Советского Союза. С этого момента его книги изымаются и запрещаются, а о постановке "Танго" на советской сцене забыли до начала перестройки.

И снова Аргентина

Успешнее в культурном сотрудничестве показали связи со странами Латинской Америки. Еще в 1963 году в рамках Московского кинофестиваля СССР посетила аргентинская актриса Лолита Торрес, уже известная здесь благодаря фильму "Возраст любви". А в 1968 году в СССР проходит специальная гастрольная программа "Melodias de Verano", в переводе на русский - "Летние мелодии". В рамках тура участвовали представители стран Латинской Америки: Чили, Перу, Бразилии и Аргентины. От последней выступал танго-квартет "Буэнос-Айрес", которым руководил скрипач Тито Беспрос, а солировал Сиро Сан Роман. Газета "Советская культура" отметила выступление аргентинского коллектива следующими словами:

"Плачет скрипка. Рыдает бандонеон. Это звучит танго в исполнении ансамбля "Буэнос-Айрес", которым руководит великолепный музыкант, скрипач Тито Беспрос. А бандонеон - вариант аккордеона и баяна, родившийся в полумраке портовых таверн Буэнос-Айреса конца прошлого века, рыдает в руках Освальдо Хосе Монтеса. Ансамбль по праву считается одним из лучших в стране: музыкантам и певцу Сиро Сан Роман удалось заставить засиять новым светом полузабытые, "затертые" миллионами пластинок и голос образцы классического танго времен Карлоса Гарделя: "Кумпарсита", "В полусумраке", "Мой Буэнос-Айрес, любимый!"

Историческое замечание. Забавно, что и в наше время можно встретить подобные исторические мифы вокруг бандонеона. Ведь изначально инструмент был изобретён в Германии Генрихом Бандом и предназначался как универсальная замена органу. Только потом в Аргентине нашли ему новое применение.

Квартет Тито Беспроса гастролировали по Советскому Союзу два месяца, выступал в Киеве, Таллине, Ленинграде и Казани. Предыдущий аргентинский гастролёр, классик танго Освальдо Пуглиесе совершил еще более широкий маршрут. Но зато ансамблю "Буэнос-Айрес" повезло выпустить в СССР пластинку-гигант, на которую вошли классические "El Choclo", "Milongita" и знаменитая "Cumparsita". Также фирма "Мелодия" выпустила отдельно гибкую пластинку. А тем временем на фронте советской культуры вспоминают своих "танго-героев".

Танго Остапа Бендера

За прошедший период Оттепели в литературе произошло знаковое событие - заново были изданы культовые романы Ильфа и Петрова "12 стульев" и "Золотой теленок". С 1949 года два ярких романа о похождениях авантюриста Остапа Бендера были запрещены к публикации. И только в 1956-м произведения вернулись на книжные полки, а люди растащили фразы на цитаты. Вскоре их ставят на Ленинградской сцене, где Бендера играл Евгений Весник. Естественно, возникли желания отразить приключения великого комбинатора и на экране. И без танго тут не обошлось.

Связь Остапа Бендера с аргентинским танцем показана всего в одной главе "Золотого телёнка", которая так и называется - "Командор танцует танго". Эпизод в книге характерный - действие происходит после угара НЭПа, когда РАПМ танец запрещает (см. третью статью). И танец Бендера с папкой дела подпольного миллионера Корейко символизирует его как неугодного персонажа, желающего покинуть советский идиллический мир и уехать на берега Южной Америки. Как же он танцевал? Авторы описывали это так:

"Великий комбинатор танцевал танго. Его медальное лицо было повернуто в профиль. Он становился на одно колено, быстро поднимался, поворачивался и, легонько переступая ногами, снова скользил вперёд. Невидимые фрачные фалды разлетались при неожиданных поворотах. <...>
Остап танцевал. Над его головой трещали пальмы и проносились цветные птички. Океанские пароходы терлись бортами о пристани Рио-де-Жанейро. Сметливые бразильские купчины на глазах у всех занимались кофейным демпингом, и в открытых ресторана местыне молодые люди развлекались спиртными напитками".

Песня, под которую танцует герой в книге - из репертуара певицы Изы Кремер - "В далёкой знойной Аргентине", которое в припеве переходит в классическое танго "El Choclo". Именно под эту мелодию сольно танцует Сергей Юрский в фильме "Золотой телёнок" Михаила Швейцера. Фильм вышел в 1968 году и стал первой экранизацией приключений Остапа Бендера. А вот воплощение на советском экране первой книги зрители увидели пару лет спустя.

Режиссёр Леонид Гайдай, который давно вынашивал идею экранизации "12 стульев", тоже придумал сцену с танго. В эпизоде на квартире Щукиных Бендер (Арчил Гомиашвили) танцует танго с Эллочкой Людоедочкой (Наталья Воробьёва), чтобы начать диалог о продаже стула. Казалось, танец короткий, сказать про него нечего. Но в его исполнении в нём угадываются явные черты эпохи НЭПа. А именно танго апашей в исполнении пары Лидии Ивер и Аркадия Нельсона, отыгрывавших танго в образе тонкой женщины и сильного властного мужчины.

Другой вариант танго был показан в телефильме Марка Захарова 1976 года. Здесь Бендер в исполнении Андрея Миронова танцует в своих мечтах с красивой незнакомкой. И здесь песенный танцевальный номер поставлен в духе старого дореволюционного танго, в котором ощущается след "королевы танго" Эльзы Крюгер и её партнёров Мака и Валли (см. первую статью). Белые отрешённые лица, резкие движения и общий декадентский антураж. Правда, сам танец поставлен больше в пародийном ключе, чем и запомнился многим зрителям.

Казалось, что танго на экране отечественным зрителям предстоит увидеть или как специальную постановку, или пародию. Но между этими двумя фильмами вышла еще одна кинокомедия, где танго было показано уже без всяких придумок. 31 декабря 1973 года на советских теле-экранах вышла новогодняя комедия "Эта весёлая планета". По сюжету на Землю прилетают инопланетяне и делают разведку на месте приземления. В ходе поисков они забредают на празднование Нового года в советском клубе, где знакомятся с праздничными традициями землян: фрукты и шампанское, песни и танцы. И самой эффектной сценой стало танго, чьё исполнение отдельно поражает инопланетянку Зет (Екатерина Васильева). Никто из зрителей и не подозревал, что танцуют здесь не какие-то статисты, а настоящие танцоры из Аргентины.

Исполнителей звали Глория и Эдуардо Аркимбаум. В 1973 году они приехали на гастроли по СССР в составе аргентинского ансамбля. На тот момент они были настоящими звёздами, успешно выступали на родине, а потом их позвали в Японию и СССР. Участие танцоров в фильме было незапланированным. По их личным воспоминаниям, предложение было для них внезапным, а сами съёмки решили провести в строжайшей секретности, в титрах танцоров указывать не стали. Вообще Глорию и Эдуардо смущал постоянный надзор во время гастролей. Особенно их удивило, что в их гостиничных номерах неизвестные устанавливали микрофоны, для чего даже позвонили в аргентинское посольство. Но Аркимбаумов успокоили, объяснив, что "так надо". Других эксцессов на гастролях у пары не возникло.

Наследие советского танго

Начало семидесятых - это время осмысления танго как советского музыкального наследия. Этому предшествуют трагические события, уход знаковых композиторов, работавших в этом жанре. В 1971 году умирает Александр Цфасман, чей оркестр подарил дарил танго-мелодии более 10 лет, а танго "Мне бесконечно жаль" и "Утомлённое солнце" вообще стали главными хитами эпохи 1930-х.

В 1974 году уходит из жизни Оскар Строк, которого называли "королём танго". В первой половине 1970-х он пытается сделать новые пути в привычном для себя репертуаре. Он продолжал жить в Риге, но при этом периодически выезжал в Москву - ему надо было справиться о здоровье. Каждый его приезд сопровождался приходом гостей, которые слышали его популярные танго "Чёрные глаза". Он продолжает писать уже чисто инструментальные мелодии. За год до смерти, в 1973-м вышел диск с танго в исполнении советских певцов (Утёсов, Шульженко), а также новые мелодии от ансамбля "Мелодия". А в 1975-м, уже после смерти Строка выходит диск с четырьмя новыми танго в исполнении Владимира Трошина, отличающийся богатым звучанием инструментов на слова советских поэтов. Это были последние сочинения маэстро.

Вместе с этим в студии "Мелодия" возвращаются забытые композиции в жанре танго и других исполнителей, которые когда-то звучали на каждом патефоне. Вспомнили даже оркестр Фердинанда Криша, выступавшего ещё в 1920-х годах, теперь его записи выходят на отдельном диске в 1977-м. Ансамбль под руководством Георгия Гараняна записывает танцевальные мелодии Матвея Блантера, вспомнив, что он писал не только "Катюшу". А также выпускает отдельный диск с танго Оскара Строка. Но звучание у него не танцевальное. Теперь это просто музыка.

Между тем продолжается запрет на голос, который дал славу строковским танго. А именно на Петра Лещенко. Его последнюю жену Веру Белоусову (см. седьмую статью) после ареста мужа осудили на 25 лет, но после смерти Сталина она была выпущена по амнистии. Ей удалось продолжить свою певческую карьеру, работала солисткой в Брянской филармонии, гастролировала по стране от Москонцерта в составе различных оркестров. Но при этом сохраняла память о муже, исчезнувшем в застенках румынской тюрьмы. Она оставалась в этом плане не одинока. Её третий муж, Эдуард Кумелан искал на чёрном рынке пластинки Петра Лещенко и, по её утверждениям, собрал практически всю коллекцию. В то же время коллеге Лещенко по эмиграции, Константину Сокольскому улыбается своя удача - выходит диск с записью его песен 1930-х годов под знаком старинных романсов, где есть опять же есть пара строковских танго "Вино любви" и "Голубые глаза", а также его визитные мелодии - "Снилось мне", "Дымок от папиросы" и "Гитара любви". Но при всем старании музыкантов и редакторов видно, что танго уже как танец не актуален на танцплощадке и интересен разве что как музыка. И если и выходит что-то новое, то как дань уважения былому времени. Как например, в песне "Старый патефон", которую в 1972 году записал певец Николай Щукин.

Танго на телевидении

Изображение танго как "танеёц былых времён" активно используется на телевидении. В 1979 году режиссёр Александр Белинский решил снять фильм-балет по мотивам старой комедии "Петер" (1934) с Франческой Галь.
В 1930-е она ла на советских экранах, а танго из фильма даже исполняли отдельно на русском языке. Потому телефильм назвали "Старое танго", а на главную роль взяли Екатерину Максимову, артистку балета с мировым именем (с ней режиссёр работал в предыдущем телепроекте "Галатея", снятом по Бернарду Шоу). А в качестве музыки были использованы старые европейские мелодии в обработке Тимура Когана. Но танго не играет ключевой роли. Название картины просто отсылало к забытым мелодиям.

Совершенно другой подход сделал режиссёр в следующей работе 1980 года - "Жиголо и жиголлета" по рассказу Сомерсета Моэма. Здесь в главной роли не только Максимова, но и её муж Владимир Васильев, который выступил хореографом-постановщиком. А в качестве сопровождения были выбраны композиции Астора Пьяццоллы. На момент выхода фильма аргентинскому композитору было 59 лет и он был признан во всём мире. В фильме танец работает уже не как основа, а вставной номер. Танго исполняется в привычной многим манере, хоть и отличается от того, что видели в исполнении Аркаимбаумов. Оно строгое, выверенное, выглядит как хорошая постановка от опытного балетмейстера.

В том же 1980 году с гастролями в СССР приезжает аргентинский дуэт гитаристов "Лос Брильянтес" (Los Brillantes), Рене Редихо Фариас (René Farias) и Даниэль Масимо Баррера (Daniel Maximo Barrera). Вместе они исполняли композиции народной аргентинской музыки и современное танго, в частности композиции Астора Пьяццолы. Их концерт был показан по советскому телевидению в 1982 году.

Сочетание аргентинской музыки и балета Владимир Васильев сделает в своей собственной постановке "Фрагменты одной биографии". Сначала она идёт на сцене Большого театра в 1984 году, а уже на следующий год выходит телевизионная версия. Здесь было сочетание всевозможных музыкальных жанров - и танго, и милонга, и народная музыка, и сочинения того же Пьяццоллы. Конечно, это было не открытие культуры Аргентины во всей красе, а только осмысление музыки при помощи современных балетных форм. Но всё же, обращение серьёзных постановщиков к музыке танцевального жанра имеет неоспоримый вес. В начале 1920-х в советской прессе танго обличали за непристойность. А теперь к этой музыке обращаются на крупнейшей столичной сцене.

Что же случилось за 20 лет

Не смотря на то, что интерес к жанру танго в период т.н. "застоя" имел чисто эстетический, для самого танго это просто золотое время. Если в предыдущие советские времена, начиная с 1920-х до 1950-х о танго бесконечно спорили на тему "А нужен ли нам вообще этот танец?", то последующая эпоха будто говорит "А ведь хорошая музыка была!" Параллельно возрастает интерес к латиноамериканской культуре. В печати выходят произведения Маркеса, Борхеса, Кортасара. На стыке семидесятых и восьмидесятых выходит энциклопедия "Латинская Америка" в двух томах, охватывающая историю стран от Мексики до Чили. Танго, не смотря на свою весомую часть в культурной жизни Аргентины, получило короткую справку, в которой советские исследователи разделяли танец на два вида:
- "Креольское танго" как соединение аргентинской милонги и кубинской хабанеры;
- "Аргентинское танго" на основе креольского, усовершенствованное в парижских салонах.
Из знаковых танго-личностей выделили певца и актёра Карлоса Гарделя. Другие композиторы и певцы в энциклопедии замечены не были.

При этом в обеих странах к этому времени происходят сложные политические события. В 1983 году в Аргентине правящая военная хунта терпит политическое поражение и к власти приходит Рауль Альфонсин Фулкес, который начал реорганизацию в стране, преследовал политических преступников, а в 1985 году предложил новую экономическую программу. К этому времени в СССР подряд уходят из жизни Брежнев, Андропов и Черненко. К власти приходит Михаил Горбачёв со своей программой, которую во всём мире узнают как "Перестройка". Но что было с танго в этот период - разговор для следующей статьи.

Автор - Григорий Кириллов.