Когда читаешь воспоминания, многие моменты воспринимаешь с недоверием (мало ли что пишет человек в своих мемуарах). Один из жителей Херсона в своих воспоминаниях писал о том, что он как обычно пошел на работу в порт, и, тут внезапно, на улицах появилась немецкая техника.
Фрагмент из немецкого документа:
«21.08.1941 года НаКо (служба коменданта порта) выехала в Херсон. По прибытии на место выяснилось, что задание занято прежней администрацией порта, русский капитан порта Херсон находился в своем кабинете».
По немецким данным: «… причал в порядке, склады горят, деревянная часть причала уничтожена огнем. Много ценных материалов в сараях: продовольствие, мотки ткани частично испорчены. Захвачены: баржа, катер, 41-тонный плавкран 50 тыс. тон зерна, частично подпорченного водой, большой склад древесины. В порту захвачен новый колесный буксирный пароход. Выше по течению был обнаружен катер с 45-мм орудием, и отбуксирован в Херсон.
Бои за Очаков – тема отдельного рассказа (частично мы уже рассказывали о них), поэтому, просто посмотрим на ситуацию не с точки зрения немецкой 50-й пд, а с точки зрения немецких моряков, вошедших в захваченный город. Данные о трофеях приводились раньше, просто интересно сравнить: что дает пехота, а, что моряки. В принципе, все совпадает.
На окраине были обнаружены два подземных танка с остатками мазута, трубопроводы к заправочному мостику. Туда же шли трубопроводы от 8 средних бензиновых танков, рядом находится небольшой танк для бензина на 50 тонн, канистры, бочки с топливом и.т.д. Очевидно, что речь идет о базе торпедных катеров в Очакове. Там же (но, чуть позже) нашли 16 новых авиамоторов для катеров, и еще 3 нуждающихся в ремонте, потом нашли утопленный в бухте прожектор.
Были обнаружены две моторных шхуны с дизельными колоризаторными двигателями, баржи не пригодные к использованию. В казематах на берегу обнаружены 20 морских минных тралов, буи, глубинные бомбы, авиабомбы, станки, инструменты. Отдельные казематы были взорваны.
Далее идет описание 15-й батареи, которой во время обороны Очакова командовал ст. л-т А.С.Савон. Личный состав этой батареи потом защищал Севастополь в составе 19-го батальона морской пехоты, и воспоминаний ветеранов осталось совсем мало. Практически весь личный состав погиб в Бельбекской долине и над современной д. Верхнесадовое (тогда Дуванкой). Сам А.С.Савон, в звании капитана погиб в Новороссийске 2 июля 1942 года при налете немецкой авиации.
Описание состояния батареи достаточно важно для того, чтобы понять, что откуда взялось. (Ну не просто же так, «из ниоткуда» у немцев 203-мм береговая батарея появилась).
Немцы пишут о том, что на захваченной батарее были найдены 4 восьмидюймовых орудия Виккерса (стволы 1915 года изготовления). Благодаря записям, предоставленных давным-давно А.Б.Широкорадом, удалось установить даже номера стволов орудий. Это, действительно, стволы, изготовленные на заводе Виккерса для одного из двух наших броненосцев в 1915 году для замены изношенных казематных восьмидюймовок (такие были только на «Евстафии» и «Иоанне Златоусте»). Один комплект «Виккерсов» стоял на нашей 10-й береговой батарее, второй оказался в Очакове, на батарее №15.
Я говорю только о стволах, потому, как станки орудий были модернизированы в советское время, по документации, вертикальное и горизонтальное наведение было электрифицировано (по факту не знаю, немцы пишут о том, что оно было). У «перевертышей» 15-й батареи был увеличен угол возвышения. Батарея была оснащена современными приборами управлением стрельбой.. Это была вполне современная береговая батарея, оснащенная по последнему слову техники. Старыми были только стволы. И, батарея, действительно сыграла важную роль в обороне Очакова.
В каком состоянии ее захватили немцы? В воспоминаниях бывшего батарейца (а, потом и бойца 19-го батальона) Решетняка указывается, что личный состав пожег стволы термитом и вывел из строя приборы. Да, немцы пишут о том, что концы ствола пожжены термитом, кабельные сети уничтожены, командный пункт уничтожен огнем, но…
Немцы пишут, что батарея восстановима. Это потом, уже во время севастопольской обороны вышло требование о том, чтобы при оставлении позиций уничтожались и ствол (подрывом казенной части) и станок (подрывом тумбы). Но, все это произошло потом.
А, еще на оконечности мыса нашли две 75-мм пушки Канэ, которые наши тоже не успели вывезти. (На фото одна пушка так и висит на талях).
Потом в результате розысков нашли еще баржу с 2,5 тыс. т. пшеницы и ячменя. Противник начала приводить в порядок бывшую 15-ю батарею и восстанавливать 75-мм пушки. Одновременно, из Николаева были отправлены две 76-мм спарки, одиночное орудие (34К) и две 45-мм пушки.
Самым практичным и дешевым видом транспорта всегда являлся водный транспорт. Это сейчас из-за того, что вокруг этой отрасли скопилась куча «нахлебников» (следящих, контролирующих и прочих) современная рентабельность его резко снизилась. Раньше все было иначе.
А, потому, для немцев были очень важны порты. Загрузил все, что нужно, где-нибудь в Европе, спустился по Дунаю, прошел Черным морем, и вот, груз там где нужно. Никаких автомобильных дорог строить не нужно, никаких железнодорожных путей не нужно прокладывать: «корми» пароход углем (или в крайнем случае дровами), и крути штурвал. Вот потому, очень хотелось немцам «открыть навигацию».
Но, вот беда: колом в… (простите) «комом в горле» на пути снабжения немецких войск стоял остров Первомайский, расположенный при выходе из Днепро-Бугского лимана. 203-мм батарея периодически «кошмарила» Очаков. Пока противник не переправился через Днепр, советская артиллерия достаточно жестко обстреливала Херсон. 28.08. в результате артиллерийского налета были сожжены склады Херсонского порта и в морской комендатуре появились убитые и раненые. На следующий день советская артиллерия потопила свежезахваченный колесный буксир и повредила пирс. Под обстрелом оказалось здание портовой комендатуры.
Противник начал подтягивать 906, 903 и 901-й армейские береговые дивизионы из Тирасполя и Слобозии. В Очакове смогли ввести в строй орудия 203-мм батареи, но пока орудия наводились вручную и на глаз. Была еще одна проблема: на батарее оставалось всего 7 снарядов и 30 зарядов.
Спокойно немцы себя чувствовали только в Николаеве, где 28.08.1941 была развернута морская транспортная станция. На «северную» верфь практичные немцы загнали для ремонта буксир «Мичурин». Но на ремонтных работах пока были задействованы только немцы (это потом для работы на верфи был образован целый Шталаг). Противник скулит по поводу того, что, мол, персонал в ремонтную команду прибывает весь «каличный» или неграмотный.
16.09.1941 противник, наконец, установил три захваченных в Николаеве 76-мм орудия в районе Очакова на временные основания, и начал готовить для них бетонную позицию. 17-госентября последний (28-й) паровоз извлекли из бетонного дока, док начали готовить для выполнения работ по восстановлению самого дока.
22.09.1941 противник начал обстрел острова Первомайский из орудий 76-мм батареи в Очакове, но постоянно жалуется на то, что гарнизон острова хорошо укрыт в казематах. Противник пытался тралить лиман, но батарея на о. Первомайский «вносила помехи».
23.09.1941 сдался советский гарнизон острова Березань, не получавший снабжения с Большой земли. Главной проблемой защитников Березани была питьевая вода. Противник захватил на острове выведенную из строя батарею 76-мм зенитных орудий, но пишет, что батарея восстановима.
25 сентября было подожжено здание морской миссии. Пожар потушен, выставлена охрана. В этот день было завершено оборудование 76-мм стационарной батареи в Очакове.
Советские части были эвакуированы с острова Первомайский. Эвакуация проводилась под прикрытием налета авиации.
27 сентября противник высадился на Первомайском и начал обследование батареи. Противник с грустью отметил, что батарея не восстановима, и 203-мм орудия полностью выведены из строя, но с некоторых орудий можно снять детали, и, главное, в море был обнаружен сброшенный боезапас (в том числе 100 шт. 203-мм гранат).
Почему наши ушли с Первомайского? Потому, что противник (три батальона «Ляйбштандарта» и части 50-й пд), наконец смогли сломить сопротивление моряков-дунайцев на Кинбурнской косе. Определенную роль сыграло пленение коменданта сектора полковника Костюченко (но, это отдельная история, если интересно, расскажу). Остров оказался отрезан от путей снабжения.
Все, казалось бы, путь для доставки грузов морским путем расчищен. Из Софии выехали 53 грузовика с оборудованием и материалами, началось оборудование причалов, расстановка средств навигационного предупреждения.
В 3 км севернее Збурьевки противник захватил дноуглубительную флотилию (4 землечерпалки, в т.ч. 2 новых, 8 шаланд). Суда были затоплены, но, противник снова написал «все восстановимо». Противник ремонтирует причалы, тралит мины, оборудует навигационные посты, подбирает персонал.
Оставалась только узкая полоска земли, которое командование ЧФ называло «Тендровским боевым участком», и на которую немцы старались не обращать внимания (но она им периодически мешала). Был занят Скадовск, противник захватил Мариуполь.
С захватом барка «Товарищ» в Мариуполе ситуация тоже интересная: наши пишут, что немцы захватили парусник, не укомплектованный командой. Немцы пишут о том, что 12.10.41 учебный корабль, принадлежащий ВМФ «встал на якорь» в порту Мариуполя (т.е. пришел). На корабле обнаружен действующий радиоузел, но, радист посланный на борт не смог установить радиосвязь.
А, вот дальше противник дает интересный эпизод. В советской «Хронике…» он дается так:
«17 октября… на о. Джарылгач высадился десант противника численностью около 50 человек. Сопротивление противнику оказал личный состав поста СНИС, в помощь которому был послан катер МО, два бронекатера и два истребителя» Все.
Немцы дают более подробную информацию, и уточняют дату (16-е октября, а не 17-е ). Оказывается гарнизон маяка оказал упорное сопротивление. Пленен морской офицер, 10 матросов. Противник потерял 3 человека убитыми офицер и еще 9 человек тяжело ранены.
Казалось бы, немцы решили все проблемы, и с навигацией у них все в порядке. Очаков планировался как база для паромов Зибеля, Херсонский порт был восстановлен, лиман протрален (вроде бы как), нашли лоцманов.
Намечены суда, которые должны были работать на этой линии (в основном венгры):
1-я группа «Shiff-29» и «Budapest» (работают на линии в Херсон) и «Kassa» (линия в Николаев), , 2-я группа «Kolosvar» (на Херсон) и пара «Tissa» «Ungwar» на Николаев
Но тут гром «грянул среди ясного неба». Противник пишет, что на остров Березань вынесло шлюпку с двумя ранеными членами команды румынского буксира «Drossel». Что произошло?
Когда-то, давным-давно (кажется, в 1912 году) на венгерских верфях был построен буксир «Jozsef Lajos» (нет, это другой корабль, но в этой истории замешанный). Войну Австро-Венгрия проиграла, и, англичане «по справедливости» (а, точнее по репарациям) ее флот разделили.
Достался он Греции и стал ходить под именем «Antigoni Matsouki». После захвата Греции был реквизирован, переоборудован, вооружен (получил два зенитных автомата) и с 18 июня 1941 года стал немецким минным заградителем «Theresia Wallner»
По данным справочника Пятанина – Морозова – Нагирняка погиб на минах выставленных ПЛ «Л-4», по данным С.С. Бережного – на минах ПЛ «Л-5». Но есть нюанс. Ни «Л-5» ни «Л-4» мины здесь не бросали. «Загадочные тайны»? Отнюдь нет.
Так, что произошло, и при чем здесь «Дроссель»? А, он был в этой истории первым. 24.10.41 в район выхода из лимана прибыли два буксира «Drossel» и «Brusterort», которые должны были осуществлять контрольное траление советских мин на фарватере. (По другой версии буксиры следовали из Очакова в Бугаз, но это не принципиально)
Во время следования по фарватеру, прогремел взрыв под буксиром «Drossel». Немцы пишут, что буксир подорвался на советской якорной контактной мине, установленной на глубине 0,5 метров. Второй буксир «Brusterort» встал на якорь, опасаясь подрыва.
Заградитель «Theresia Wallner» 25.10.41 вышел для оказания помощи, стоящему на якоре буксиру, но на подходе к нему (в 10.16) тоже взлетела на воздух. «Brusterort» видя такую ситуацию, попытался выйти сам, но тоже взлетел на воздух. (Так они и лежали в кучке до конца войны, пока наши не начали чистить фарватер).
Сейчас на месте осталась только носовая часть судна с фрагментом палубы, перевёрнутая вверх килем. Длина найденной части – до 8 м, ширина - 6. На штатных местах находятся два якоря Холла. Рядом с носом в 5 м лежит ещё небольшой фрагмент палубы с леерным ограждением и орудием Flak 30. И все… В радиусе 100 м от данного места никаких других фрагментов рэка не обнаружено. Глубина 14 метров, возвышение над грунтом 5 метров.
«Drossel»
Вспомогательный тральщик. Бывший немецкий буксир. Спущен на воду 1938 г. В 1941 г. передан ВМС Румынии.
Водоизмещение, брт - 126
Вооружение: 20 мм зенитный автомат - 1
На тральщике установлены тралы для якорных и донных мин.
В 1941 году из Одессы в Очаков переброшен отряд тральщиков для очистки от русских мин фарватера. 25.10.1941 году в 15 ч. 45 м. вспомогательный тральщик «Drossel» во время траления подорвался на мине. Погибло несколько человек, включая командира отряда.
«Brusterort»
Вспомогательный тральщик, однотипный «Drossel». Бывший немецкий буксир. Спущен на воду в 1938 г. В 1941 г. передан ВМС Румынии.
25.10.1941 года в 17 ч. 15 м. вспомогательный тральщик «Brusterort» при тралении фарватера подорвался на мине и затонул. Погибло несколько человек, включая командира.
«Theresia Wallner»
Минная плавучая база. В составе ВМС Германии с 18.06.41 г.
Водоизмещение, брт - 132
Вооружение: 20-мм зенитных автомата - 2 Пулемета - 2
Якорные мины - 30