Если вы нарисуете неприличное слово на заборе, то предметом искусства оно не станет. Даже первобытным. Вне зависимости от ваших художественных навыков.
Хотя в представлении большинства из нас первобытное искусство оно такое: простое, топорное, немного неуклюжее и какое-то нелепое.
Это классическая ловушка нашего миропонимания. Мы не задумываясь, объединяем одним смыслом такие понятия как «первобытный» и «примитивный».
Причина проста. Почти два столетия назад искусствоведам и прочим исследователям прекрасного казалось, что само по себе первоначальное творчество должно быть неуклюжим, лишенным гармонии, схожим с искусством «отсталых» примитивных народов.
Общая концепция того времени предполагала, что всякое явление проявляет себя постепенно: вначале в простой форме, и только потом со временем в более сложных выражениях. То же самое вкладывалось в понятие «первобытный» и именно эта идея спокойно прожила в общественном сознании до наших дней.
Всё казалось бы логично, но тут в комнату входит «реальность» и пробивает мощнейшую затрещину собравшимся.
Пабло Пикассо, посетив палеолитическую пещеру Ласко, что во Франции, воскликнул:
«Я ничего не выдумал, они уже всё знали!»
И прикол здесь не в импульсивности великого творца, но в понимании им великолепия работ древних людей.
Говорить будем о позднем или верхнем палеолите.
Во-первых, этот период самый ранний, где зафиксированы предметы искусства. Попытки найти более древние «примитивные» примеры человеческого не бытового творчества пока успехом не увенчались. Более чем за 100 лет исследований.
Во-вторых, есть что показать.
В-третьих, это было ОЧЕНЬ давно. Учёные трактуют начало периода позднего палеолита как 50 000 лет назад. Теперь живите с этим.
Палеолитическое искусство знало изображения людей и зверей. Следовательно, оно было предметным.
Главным объектом первобытной живописи были животные. Об этом свидетельствует изобилие их изображений по сравнению с другими сюжетами палеолитического искусства. Среди животных выделяются два вида. Судя по наскальным изображениям во Франции и Испании, это бизон и лошадь. Причин для этого не видно, кроме желания художников того времени изображать именно их. Известно, что среди костных остатков в пещерах чаще всего попадаются кости северного оленя, хотя и кости бизона присутствуют в большом количестве.
Есть ещё одна особенность (правда спорная и требующая дополнительных обоснований). На стенах пещер никогда не изображается охота. Не изображается не только охотник, но и раненый зверь. Если допустить, что палеолитический художник имел намерение изобразить охоту, то отсюда следовало бы, что он склонен был создать сюжетное произведение. Вот этого-то сюжетного произведения и не было в истории палеолитического искусства. Оно не было натуралистическим и не было реалистическим. Оно, проще сказать, не отражало жизнь в том виде, как это представляется современным искуствоведам.
Технические средства, служившие древним людям, по-своему просты и незамысловаты. Мастера, которые обрабатывали кость, рог или бивень, использовали практически те же средства, которые применяли при изготовлении орудий труда и охоты.
Росписи производили красками, которых было очень не много: красная и жёлтая охра, а также чёрный угольный цвет. Их смешивали либо с водой, либо в смеси воды и жира. Иногда применялось молоко копытных животных и наносили, вероятно, с использованием трубочки, через которую выдували на рисунок красящее вещество. Хотя с этим способом до сих пор не всё ясно.
Есть ещё один момент, который до сих пор требует всестороннего изучения. Встречались ли в позднем палеолите так называемые «профессиональные художники»?
Вопрос мощны и трудно поддающийся анализу.
В классическом представлении первобытные творцы были в основной массе охотниками или собирателями (возможно ранними «шаманами»), и искусством занимались в свободное время. Однако зачастую объем работы который предстаёт перед современными учёными, заставляет задуматься о верности таких предположений.
Давно предложена концепция разделять искусство палеолита на сюжетное (изображение животных и человека) и орнаментальное. К последнему относят многочисленные узоры и изображения на орудиях труда. Эти виды творчества существенно различаются друг от друга по уровню сложности и мастерству изображения, что заставляет задуматься о существенных отличиях между бытовыми поделками и т. н. «профессиональными» работами.
Тем более нет никаких сомнений, что найденные рисунки и фигурки лишь малая часть того массива, что создали древние люди в течении целой эпохи.
Много чего спорного осталось для науки, однако непреложно одно. Десятки тысячелетий назад древний человек уже имел вполне сформированные представления о гармонии, художественном замысле и красоте.
Сколько лет прошло, а фундаментально, наши представления о прекрасном особо не поменялись.
Что почитать:
1. Безусловно рекомендую к прочтению книгу «Верхний палеолит: образы, символы, знаки: Каталог предметов искусства малых форм и уникальных находок верхнего палеолита из археологического собрания МАЭ РАH». Это сборник статей, заслуживающий внимания для изучения. Большинство фото в статье взяты оттуда.
2. М. Салинз. «Экономика каменного века» - невероятно интересная попытка социальной антропологии проникнуть во внутренний мир древних людей и понять их стремления, образ жизни и мировосприятие.
_____
На этом всё.
Надеюсь Вам понравилось.
Подписывайтесь, оставляйте комментарии и ставьте большой палец вверх. Это хорошо мотивирует работать.