Мигранты могут получить скидку на НДФЛ за хорошее знание русского языка. Такое предложение внесла начальник ГУ по вопросам миграции МВД Валентина Казакова на круглом столе в Госдуме.
- По ее словам, скидка может составить от 10 до 50% в зависимости от знания языка. Это должно стимулировать мигрантов изучать русский язык.
- Также Казакова предложила ввести языковой рейтинг и обязать мигрантов выплачивать адаптационный платеж, если их уровень владения языком останется низким после адаптационного периода — до трех месяцев.
Таким образом, речь идет с одной стороны о поощрении за изучение русского языка, а с другой — о наказании за его незнание.
Указанные новации, очевидно, связаны с неудовлетворительной оценкой миграционной ситуации в РФ. В частности, с низким уровнем адаптации мигрантов и их стремлением получать российские социальные пособия.
- «Хочешь получать соцпособие — будь добра, учи русский язык!» — формулировал кредо государства в отношении мигрантов глава СПЧ Валерий Фадеев. Он предлагал обязать родителей-мигрантов отдавать детей учиться и наказывать за отказ лишением родительских прав.
При всей остроте миграционных проблем предлагаемые чиновниками способы ее решения часто выглядят не очень убедительно и перспективно.
Своим пониманием вопроса поделился председатель экспертного совета оператора на рынке миграционных услуг ГК «Аксиома» Дмитрий Исповедников.
- — Происходившее на круглом столе в Госдуме указывает на абсолютное отсутствие комплексного видения миграционных проблем и их решения. Каждое ведомство предлагает свои разрозненные меры. Остро не хватает эффективного межведомственного взаимодействия на данном направлении. Оно стало налаживаться лишь в последнее время.
- МВД в данном случае пытается решить проблему, которая к зоне его компетенции никак не относится. Это гуманитарная область. Речь идет о во многом субъективной оценке знаний русского языка. Установление рейтинга, начисление баллов — кто будет этим заниматься? Опять вузы? Но с вузами МВД почему-то контактировать не хочет.
- Существует разрыв между ожиданиями офицеров МВД и требованиями по знанию русского языка к мигрантам. Например, с 2021 года мигранты больше не обязаны уметь поддерживать диалог (с теми же сотрудниками МВД) — только заполнять анкеты. Выводить такие нестыковки в плоскость экономической мотивации для мигрантов — утопия.
- Кстати, уровень русского языка снижается не только среди тех, кто сдает экзамен на получения патента на трудовую деятельность, но и тех, кого это не касается. Это значит, что придется отдельно контролировать приезжих из таких стран как Узбекистан и Таджикистан и отдельно тех, кто въезжает в Россию из пространства, входящего в ЕАЭС.
- То есть вся эта структура станет очень массивной, администрирование усложнится.
«СП»: Действительно нужный человеку язык обычно выучивается сравнительно легко…
- — Вообще стимулировать иностранцев учить русский язык в России в обмен на налоговые послабления — это неправильный подход. Знание русского языка — это требование государства. Не можешь выучить — не приезжай. Политика должна развиваться в этом направлении. Пусть учат тогда в стране исхода, в том числе с помощью цифровых сервисов.
- При этом следует учитывать, что за последние годы статус русского языка как такового в мире снижается.
- Среди политических элит некоторых стран находятся те, кто считает приемлемыми нападки на русский язык, используют его для политических манипуляций, угрожают ограничить сферу его применения. Этими вопросами государство должно заниматься.
«СП»: Поскольку последний год в России много изменил, как по-вашему, потребность страны в мигрантах будет скорее расти или падать?
- — Вряд ли будет снижение. Приростание России новыми территориями по итогам СВО выявило огромный объем необходимых работ, которые, конечно, расширяют рынок труда.
- Как этот вопрос будет решаться? Скорее всего, в значительной степени с помощью иностранной рабочей силы. Главный момент тут в правильном прогнозе потребностей и создании четкого механизма рекрутинга.
Учитель русского языка Мария Зинченко видит пользу прежде всего в стимулах.
- — Я 7 лет преподавала русский язык иностранным студентам из Китая, Вьетнама, Африки, а также жителям стран СНГ. На мой взгляд, если человек не хочет учить русский язык, только очень ощутимые материальные выгоды смогут его заставить. Например, очень хорошо, с большим желанием, изучали русский язык студенты, привыкшие к дисциплине ещё со школьной парты.
- Сейчас я преподаю в школе и в моем классе треть учеников из бывших стран СНГ и даже одна ученица из Афганистана и один мальчик из Китая.
- Многие дети говорят на порядок лучше своих родителей. Но их родители учат русский язык и мотивируют своих детей хорошо учиться, получить хорошее образование в России, социализироваться и «зацепиться» в нашей стране.
- Мне кажется, кроме налоговых послаблений, должен быть ряд действий российской власти, чтобы простимулировать мигрантов изучать язык и законы нашего государства: медицинское обслуживание, соблюдение работодателем трудовых прав работника, доступные курсы по изучению русского языка, возможность снимать нормальное жилье и т. п.
- — Почему бы МВД не расширить свою инициативу на другие категории нарушителей законодательства? — иронизирует политолог Андрей Милюк. — Можно премировать раскаявшихся взяточников, выплачивать пособия за несовершение преступлений, можно скидками с налогов стимулировать водителей учить ПДД, а права давать вообще без экзаменов.
- Дружба народов у нас разгорается всякий раз, как бизнесу требуются дешевые и бесправные работники. Из-за СВО количество рабочих рук уменьшилось — людям воевать надо — вот и подоспели инициативы. Как они отразятся на обществе, госпоже Казаковой, видимо, плевать.
- И речь ведь идёт о привлечении наиболее маргинальных элементов — тех, кто будет работать за еду и кого всегда можно безнаказанно обмануть, но кто и сам не испугается преступить закон.
- Просто напомню, для контраста, что миграционные власти весь позорный период Минских соглашений последовательно ставили палки в колеса беженцам с территорий бывшей Украины — депортировали без всяких скидок. Вот уж у кого не было проблем с языком и историей России, с адаптацией в обществе, но нет — такие мигранты нашему бизнесу оказывались не нужны.
«СП»: Многих выгоняли из России, хотя их жизни грозила опасность. Теперь же под мигрантами понимают в первую очередь выходцев из Азии…
- — Понятно желание мигрантов ничего не менять в своем быту, не интегрироваться в общество, которое их откровенно недолюбливает, но в своей стране мы можем устанавливать свои правила.
- Приезжающие к нам должны быть готовы к тому, что за 2−3 поколения их идентичность растворится без следа — это судьба мигранта в здоровом обществе. Те, кто к этому не готовы, очевидно, должны остаться дома. На их место приедут те, кто искренне, а не за скидки, любят русский язык и русскую культуру. И платить им придется на уровне русских работников.