Расширение кругозора
Прикоснуться к многообразию жанров, стилей, разновидностей фактуры в личном опыте музицирования!
В моей программе один раз в год одно из произведений заменяется циклом фрагментов (3 – 4 фрагмента). Это даёт реальную возможность расширить круг изучаемых стилей, жанров, типов фактур и видов техники.
При выборе программы мне часто хочется дать ученику много разных пьес – в одной меня привлекает красота мелодии, в другой необычность гармонической фигурации, третье является изысканным образцом старинной музыки, четвёртое было бы полезно для навыка игры двойными нотами и так далее до бесконечности.
Взять всё и пройти хотя бы бегло? А смысл? Ведь при поверхностном изучении ни над стилем не поработаешь, ни для техники пользы не извлечёшь. Разве что потренируешь навык разбора, но мне-то иного хочется.
Поэтому я решила брать фрагменты произведений, но стараться, чтобы выучены они были вдумчиво. Таким способом можно действительно расширить исполнительский опыт ученика. Неважно, какой длины будет фрагмент – он должен содержать материал, на котором можно было бы потренироваться в выполнении требований определённого стиля или другой конкретной исполнительской задачи.
Например, можно сыграть предложение или период из какого-нибудь ноктюрна Шопена или этюда-картины Рахманинова, экспозицию сонаты Бетховена.
Почему я говорю даже о столь маленьком фрагменте, как предложение? Мы ведь с вами имеем дело порой с очень слабенькими ребятишками, так что, помня об их ресурсе, предлагаю лучше сократить продолжительность фрагмента, нежели терять в качестве.
Длительность фрагмента определяет преподаватель, исходя из задач и соображений целесообразности. Не обязательно брать эпизоды сложных произведений. Это могут быть пьесы по изучаемому классу, но различных характерных стилей. Либо различных жанров.
Почему бы, например, в одной подборке фрагментов не сыграть эпизоды вальса, мазурки, полонеза и, скажем, тарантеллы. Тогда на конкретных примерах ученик усвоит и запомнит характерные признаки этих жанров. Или взять одну сюиту Баха и сыграть фрагменты из различных частей. Или сделать сравнение стилей таких композиторов, как, например, Моцарт - Григ - Дебюсси – Прокофьев; или - Гайдн – Моцарт – Бетховен? Очень полезно!
А что если взять фрагмент очень сложного по фактуре произведения, чтобы прикоснуться и почувствовать, а каково это вообще играть музыку, которую исполняют взрослые музыканты, поразбирать её, прикоснуться к тайне. (До сих пор помню, как сильно в детстве мне хотелось сыграть «Патетическую» сонату Бетховена. Это было нереально для меня, но две страницы я бы вполне могла осилить.)
Можно и вообще никакую закономерность не выстраивать, но просто выбрать несколько произведений по различным критериям полезных для конкретного ученика в конкретный период обучения и исполнить фрагменты из них.
Практика исполнения фрагментов может помочь и в том случае, если какая-то пьеса из программы у ученика явно «не пошла». Например, это может произойти при включении в программу произведений повышенного уровня (см. Нововведение № 3). В этом случае, оставляем в программе фрагмент и прекращаем тратить время на то, что заведомо не получится.
Все прочие нововведения касаются и циклов фрагментов тоже – и уровни исполнения, и взятие материала повышенного и пониженного уровня сложности. Исключение, я думаю, может составлять лишь практика повторного исполнения на экзамене. Хотя, если преподаватель и комиссия посчитают это целесообразным, то почему бы и нет. Например, велась работа над особенностям исполнения, скажем, прелюдии Скрябина. И учащемуся удалось добиться определённых успехов, он уже начинает чувствовать специфику исполнения, звук, особый тембр. Но, например, еще не стала естественной и тонкой агогика и остались нерешёнными технические задачи. Тогда, конечно, есть смысл продолжить работу, чтобы довести её до максимально возможного на данном этапе понимания, закрепить в его сознании черты необыкновенного стиля композитора.
В общем, дорогие коллеги, эти четыре нововведения предлагают нам несколько иначе взглянуть на богатство наших возможностей для более гибкого, тонкого, свободного и вдумчивого отношения к академическим концертам и экзаменам, нежели ставшие за многие годы типичными требования по жанровому принципу.
Я твёрдо уверена, что нам необходимо больше доверять себе, что нам нужно бороться за право педагога иметь достаточно широкий спектр возможностей, из которых мы сможем проложить путь к игре на фортепиано не только для талантливых единиц, но и для большинства детей, приходящих к нам.
Безусловно, все эти нововведения для нас, педагогов, усложняют процесс сдачи экзаменов. Придётся тщательнее обсуждать, учитывать многие детали и факторы, возможно возникнет необходимость ребятишкам завести репертуарные тетрадки.
Но в то же время, процесс обсуждения становится интереснее и продуктивнее, а анализ игры учащихся - менее формальным и более глубоким. Это помогает более свободно раскрыться творческому потенциалу, который есть в нас, в преподавателях и позволяет нам, педагогам, взять процесс обучения в свои руки.
Потому что никакое решение «сверху» не может быть лучшим, чем наше с вами. Ведь именно мы – педагоги, мы преподаём фортепиано, и мы лучше любого чиновника знаем наши проблемы и задачи, тонкости и сложности нашей «кухни». Только мы можем отрабатывать приёмы, которые будут улучшать качество образования.
Особенно это касается детей со средними и слабыми способностями, а также ребятишек способных, но уделяющих процессу обучения музыке мало времени вследствие личных обстоятельств или приоритетов семьи. Именно эта категория учащихся просто нуждается в нашем с вами профессиональном внимании, в наших разработках и в наших поисках!
И уверяю вас - те безусловно и искренне уважаемые мною музыканты, которые разрабатывают наши с вами типовые рабочие программы, они знают о проблемах обычных музыкальных школ только понаслышке, и у них просто нет возможности предоставить нам такие программы, которые хорошо бы работали в наших условиях. Мы сами должны вносить в программы коррективы, искать методы, улучшающие показатели детей средних способностей.
Коллеги, поделитесь, а какие новшества в зачётах вы вводите в своих школах на уровне рабочей программы?