Пока Россия не встала на «путь к Европе», а русские императоры и императрицы не взялись за «борьбу с непотребствами», русский народ без проблем мылся в общих банях.
Борьба «цивилизованных» с таким пороком холопства особого успеха не имела – как мылись, так и мылись. Потому власти то и дело возвращались к этой теме, людей наказывали и ругали. По итогу лишь у Екатерины II получилось заставить людей ходить мыться раздельно, и то не всех.
Общественные бани на Руси
На Русь общественные бани пришли примерно в XIV веке и практиковалось исключительно в городах – в деревнях до сих пор все остается по-прежнему. Обнажение тела тоже было нормальным делом, естественным и ничего предосудительного в этом славяне не видели.
Места для омовения на Руси были всегда. В деревнях баньки, построенные рядом с домом, куда ходили всей семьей. Правда, в бедных деревеньках на несколько домов приходилась одна баня. Помещения были маленькие, и вмещали не более 2-3 человек за раз. В «первый пар» мылись мужчины, потом купали детей и в последнюю очередь шли женщины. Моется ли муж с женой вместе, или же раздельно – никто не проверял и не интересовался.
В городах дела обстояли иначе. Места для постройки бань у каждого дома не было, да и возможности уже не те, что в деревне. Строили общественные бани по берегам рек, чтобы и воду было проще накачать, а попарившись, многие бежали в проточную воду – что считалось полезным.
Бани были одноэтажными, делились на 3 части: предбанник (где раздевались и складывали одежду) мыльня и парная. И одном помещении находились люди всех полов и возрастов.
Рассадники разврата
Церковь была против совместного мытья и купания в речках. Общие бани, считались церковными властями рассадником разврата. Голое человеческое тело было смертным грехом, призывом к соитию. Так стали считать и русские цари, тоже старавшиеся выглядеть благочестивыми. Но ни один русский государь вплоть до конца XVIII века не смог отменить совместное мытье в бане мужчин и женщин.
В 1551 году состоялся церковный Стоглавый собор, где обсуждалось это «непотребство». Но изменений так и не произошло.
В 1646 году, при царе Алексее Михайловиче, который считался благочестивым государем, общие бани попали под запрет лишь в одном городе – Нижнем Новгороде.
Шок для иноземцев
Иностранцы, забыв про свою античную историю, были шокированы тем, что русские моются в банях вместе. Сами они вообще редко мылись (об этом читайте здесь), а уж в бане, да еще женщины с мужчинами – это был верх разврата для благочестивых католиков и протестантов.
У барона Августина Майерберга, посла римского императора Леопольда при дворе Алексея Михайловича в 1661 году есть такая запись:
«В общественных банях бывают женщины простого звания; совсем нагие входят в одну дверь с ними (мужчинами), а если которой-нибудь придет такая охота, она остановится на пороге, да и не стыдится разговаривать при посторонних с мужем, который моется, с самою вздорною болтовней…. не считая за важность выставлять их нахальным взглядам свою наготу, возбуждающую любострастие».
Ян Стрюйс, парусных дел мастер из Голландии приехав в Москву испытал шок в 1669 году:
«Общественными банями пользуются мужчины и женщины, молодые и старые, без различия. Раздевшись догола, все входят в одну дверь, прикрывая иногда свой срам не чем иным, как пучками высушенных березовых веток, выбегают без стыда и страха из бани, так что их каждый может увидеть…»
Сам Казанова, покоритель женских сердец, прибегал к русским баням, как к средству возбуждения:
«По субботам я ходил с любовницей в русские бани, дабы помыться в обществе еще человек 40, мужчин и женщин, вовсе нагих, кои ни на кого не смотрели и считали, что никто ни них не смотрит. Подобное бесстыдство проистекало из чистоты нравов».
Правда, проникнувшись русскими нравами, иностранцы оценили чистоту тела и им понравилось мытье. Однако они потребовали, чтобы в Немецкой слободе поставили бани, где женщины и мужчины мылись в разных помещениях.
Указы Елизаветы и Екатерины
Непотребства и наказания продолжали занимать главные места в правовых документах царской России. В 1741 году вышел Указ, чтобы «…на Москве и иных городах мужики и женки парятся в особых банях, а не вместе» от Елизаветы Петровны, тоже молившейся и постившейся напоказ. Но выполнять никто не стал.
Удалось разделение только Екатерине II. Немка жаждала прослыть умной и цивилизованной правительницей. И в Уставе благочиния 1782 года категорически запретили совместное посещение бань женщинами и мужчинами. Дети противоположного пола могли заходить в мужское или женское отделение только до 7 лет, потом все как у взрослых. Общие бани стали постепенно исчезать, так как в эти времена полицейский контроль за жизнью горожан возрос.
Однако заядлые нарушители ходили в общие бани. В XIX веке эта проблема снова засветилась в законодательных документах: в Своде уставов благочиния под редакцией Д. Блудова включили статьи о посещении бань.
Штраф за нарушение был большой – сумма равнялась суточному содержанию заключенного в смирительном доме и еще виновник отправлялся в «тот дом топить бани, пока не заплатит пени».