Найти в Дзене
STRELKA KB

Как урбанисты учитывают мнение горожан в своих проектах?

Начинаем рассказывать о том, как и зачем урбанисты взаимодействуют с горожанами и включают их в процесс принятия важных градостроительных решений

Любой проект городского развития – будь то стратегия развития города, благоустройство центральной улицы или создание спортивной площадки – затрагивает интересы горожан.

Горожан нельзя рассматривать как однородную совокупность, так называемое «население». Необходимо выделять разные целевые группы в зависимости от их социального статуса, интересов и роли в городе. Это могут быть жители домов, рядом с которыми реализуется проект, предприниматели, чьи кафе расположены на благоустраиваемой улице, а также разные типы пользователей – владельцы собак, родители маленьких детей, люди пожилого возраста. Интересы этих групп могут совпадать или различаться. В случае, если интересы групп противоречат друг другу, а проект не предусматривает адекватных решений для их примирения, то он может спровоцировать градостроительный конфликт.

Поэтому любой проект городского развития важно начинать с определения заинтересованных сторон и их роли в этом проекте. Например, если мы говорим о проекте, который охватывает развитие всего района или даже всего города – мастер-план или стратегию пространственного развития, – мы можем выделить следующие группы и так описать их роль в проекте:

  • горожане – обладают уникальным пользовательским опытом и формируют запрос на объекты и услуги на развиваемой территории;
  • лидеры общественного мнения – выступают авторами инициатив и помогают информировать других жителей города;
  • эксперты – помогают обеспечить комплексный подход к развитию территории, учесть экологический аспект или помочь интегрировать памятники исторического наследия в развитие города и другое;
  • представители муниципальной власти, депутаты – инициируют или курируют процесс разработки проектов городского развития;
  • представители малого и среднего бизнеса, девелоперы, представители крупного бизнеса и градообразующих предприятий – могут стать соинвесторами проекта или осуществлять экономическую деятельность на развиваемой территории.
Определение горожан как «потребителей-избирателей» дал экономист Чарльз Тибу в 1956 году. В рыночной экономике жители могут сами выбирать город с наилучшими условиями проживания. Часто города со сложными условиями жизни, низким качеством городской инфраструктуры и отсутствием культурной программы, не могут привлечь квалифицированных специалистов только предложением высокооплачиваемой работы.

Эксперты КБ Стрелка уверены, что системный подход к взаимодействию с горожанами позволит сформировать в городе новую культуру отношений бизнеса, власти и общества. И сделает его развитие более осмысленным для всех. Такой подход позволяет в процессе разработки проекта найти инвесторов и единомышленников в дальнейшей реализации проекта. Предложить для развития города такие проекты по развитию, которые действительно нужны его жителям.

Чек-лист: как вовлечь горожан в развитие города

  • определите заинтересованные стороны: группы, на которые проект окажет максимальный эффект и без участия которых он не реализуется
  • «соберите» с каждой из этих групп их запросы через интервью, фокус-группы и опросы
  • помогите прийти всем консенсусу: посадите за один стол всех представителей разных групп интересов, помогите им договориться об общих целях
  • протестируйте первые идеи, прежде, чем переходить к их проработке, чтобы внедрить новаторские идеи в консервативное сообщество
  • оцените результат изменений и соберите обратную связь спустя год после реализации проекта

В этом тексте мы рассказали про то, как определять заинтересованные стороны в рамках проекта городского развития, про следующие этапы расскажем в новых материалах на Дзене.

Рада Константинова - ведущий специалист по вовлечению КБ Стрелка