Нужен ли нам берег турецкий? Ну, как минимум, нужны турецкие порты, через которые в Россию везут санкционные товары. А вот нужно ли это всё Турции - большой вопрос.
Из-за политического давления Запада, Турция оказалась перед выбором - оставаться для России главным хабом параллельного импорта и грести деньги лопатой, либо соблюдать санкционный режим и перекрыть поток запрещёночки. Как говорится - и хочется, и колется и мамка не велит. Протянет ли нам Турция руку дружбы, или вонзит очередной ятаган в спину?
Ещё в начале марта Турция заблокировала транзит санкционных товаров в Россию Об этом сообщали логистические компании. Турецкая таможня не пропускала грузы, которые США и Европа запретили поставлять в Россию. При этом никаких официальных запретов или распоряжений не было. В этом есть элемент восточной хитрости. Ведь если бы Анкара выпустила какое-нибудь официальное уведомление, то тем самым признала бы, что Турция все это время помогала обойти санкции.
Тут есть две версии. Первая - конспирологическая: Турция таким образом торговалась за участие России в зерновой сделке. Сделка в итоге была продлена на 60 дней. Был ли эффект? Да, небольшой, об этом чуть позже. Вторая версия - чисто экономическая: турки просто захотели получать больше денег с российского транзита.
Как вообще это работало? Где-то за рубежом регистрируется компания, которая, скажем, в США покупает товары, запрещенные ко ввозу в Россию. Компания указывает страну назначения - Турцию, и груз, действительно доставляется в турецкий порт. Включается режим "транзита", и уже только после этого заветный груз идет в Россию. Поставщик при этом платит Турции только за транзит. Вроде как санкции обошли - купила не российская сторона (компания зарегистрирована где-то еще) и отправила груз в Турцию. Но есть нюанс, происхождение товара не меняется - он все так же американский. Для нас с вами, потребителей, немного увеличивается стоимость товара (оплата транзита плюс увеличившееся логистическое плечо).
Но при этом, Турция как бы нарушает санкционные запреты. А это - стоит дополнительных денег. Поэтому турки пошли по новой схеме. Это как раз был конец февраля-начало марта.
Теперь товар, который приходит в Турцию, должен проходить процедуру растаможивания. Иначе турецкая таможня его не пропускала. Поставщик теперь платит все положенные сборы, пошлины и местный НДС 18 процентов. И только после этого отправляет груз в Россию. Но теперь страна происхождения этого товара уже не США, а именно Турция.
Но тут уже его стоимость растёт как минимум на сумму НДС и всех таможенных сборов. Опять же, вроде как санкции обошли - Россия закупает турецкий товар. Но нюанс в том, что хоть и происхождение товара изменилось, сам товар остался санкционным. А вот это уже скрыть или переделать практически невозможно, потому что у каждого товара есть свой таможенный код.
К примеру, Евросоюз запрещает поставлять в Россию товары с кодом 8411 - а это почти все виды газовых турбин. Великобритания боится, что сидения для самолетов будут использовать не по назначению - а значит, экспортный бан на код 9401. Штаты запретили экспорт в Россию фенов, тостеров, чайников и кофеварок. Поэтому таможня не должна пропускать товары Made in USA с кодом 8516
И вот Россия согласилась продлить зерновую сделку. И почти сразу, по данным логистических компаний, Турция частично разблокировала транзит запрещёнки в Россию. Но система работает как-то странно. К примеру, код товара санкционный, но страна происхождения - Италия. Разрешают везти в Россию. Или, скажем, товар не под санкциями, но из США. Таможня добро не даёт.
При этом, как сообщает агентство Рейтерс, Турция якобы дала устные гарантии европейским чиновникам, что в ближайшее время прекратит ре-экспорт в Россию товаров, попавших под санкции. В первую очередь - товаров двойного назначения. То есть отвечая на заданный в самом начале вопрос - между деньгами и ятаганом, Турция выбрала последний. Для нас это означает, что поставщикам, возможно, придётся искать другие пути для параллельного импорта. Это усложнит логистику и сделает товары еще дороже. К тому же, есть ли эти другие пути - большой вопрос.
Мы спросили об этом у человека знающего, из индустрии, Георгия Властопуло, генерального директора компании «Оптимальная логистика»
На мой взгляд, ни Азербайджан, ни Армения не будут присоединяться к обходу вот таких вот моментов. Я в этом не сомневаюсь. Потому что и Армения, насколько я понимаю, практически исчерпала такую опцию. А Азербайджан, если не ошибаюсь, он вообще не присоединялся к этим моментам, изначально блокируя возможность трансфера через свои банки. Если Турция запретит транзит товаров двойного назначения, то надо будет искать другие опции для доставки товаров, которые на сегодняшний день существуют
Пока, несмотря на все санкции, импорт товаров в Россию сократился незначительно - по данным ФТС, на 11 с половиной процентов.
Но сейчас начинается самое интересное. Убедят ли западные страны наших партнёров прекратить зарабатывать деньги за счет России? Смогут ли наши поставщики и логисты придумать новые маршруты для ввоза товаров? В общем, запасаемся попкорном.
Лично я очень хотел бы верить в то, что как всегда, победят Деньги.