Семнадцатилетняя красавица стала новой музой ее мужа. А Кэтрин... Десять раз рожавшая Кэтрин, в музы уже не годилась.
"Я тебя в психушку упеку! - кричал муж. - Ты погубила мою жизнь своими бесконечными родами!".
Кэтрин плакала. Ее брак разваливался на части..
Кэтрин Хогарт с детства слышала от родителей, что дети - это их главное богатство. Ее отец Джордж и мать Джорджина умудрились произвести на свет десять детишек, и десять из них выжили, что было редкостью в те времена. Кейт (так девочку называли дома), родилась в шотландском Эдинбурге в 1815 году, и она была старшей в семье.
Хогарты жили небогато, но дружно. Отец трудился в газете "Эдинбургский курант", мать была домохозяйкой. Конечно, питалась семья скромнее, чем соседи аналогичного достатка с меньшим количеством детей. Определенные неприятности доставляли и уличные дразнилки: многочисленное потомство Джорджа и Джорджины прозвали "оборванцами Хогарта".
Однако недостаток в питании и одежде полностью компенсировался добрым отношением друг к другу, взаимовыручкой, веселыми детскими играми. Кэтрин и другие дети Хогартов были вполне счастливы.
В 1824 году, когда Кэтрин исполнилось 9 лет, ее семья переехала в Лондон. Отец устроился музыкальным критиком в газету "Утренняя хроника", также Джордж Хогарт начал писать небольшие рассказы.
Летом 1830 года в редакцию "Утренней хроники" пришел новый репортер. Это был 18-летний юноша со взором горящим, невероятно талантливый, амбициозный и готовый свернуть горы, лишь бы добиться успеха на поприще журналистики и писательства. Звали юношу Чарльз Диккенс.
Джордж Хогарт стал своего рода наставником молодого дарования. Под руководством опытного журналиста Диккенс быстро рос, публикуя в "Утренней хронике" как обычные репортажи, так и весьма занимательные рассказы под псевдонимом "Боз".
В редакции были уверены: Диккенс далеко пойдет.
Джордж часто водил Чарльза к себе домой, где мало-помалу образовался целый цветник: дочери мистера Хогарта быстро росли и становились одна краше другой. Юный Диккенс сперва обратил внимание на 14-летнюю Мэри Хогарт. Молодые люди мило общались, вызывая белую (а может, и не очень белую) зависть у других сестер.
Однако постепенно внимание Чарльза переключилось с еще совсем юной, болезненной и несозревшей Мэри на старшую сестру Кэтрин.
В 1835 году, после того как Джордж Хогарт стал главным редактором "Утренней хроники", было объявлено о помолвке 23-летнего Чарльза Диккенса и 20-летней Кэтрин Хогарт.
На следующий год в церкви Святого Луки в Челси состоялось венчание. Медовый месяц молодые провели на природе в графстве Кент, а по возвращению в Лондон приобрели дом №48 по улице Дауни-стрит в районе Блумсбери, где обыкновенно селились представители интеллигентных профессий.
К тому времени Чарльз Диккенс уже опубликовал роман "Посмертные записки Пиквикского клуба", начал публикацию "Приключений Оливера Твиста".
6 января 1837 года Кэтрин родила супругу первенца - Чарльза Каллифорда. Молодой женщине потребовалась помощь по уходу за ребенком. Нанимать чужого человека не стали, и в марте на Дауни-стрит прибыла сестра Кэтрин, 17-летняя Мэри Хогарт.
Уход за ребенком был своего рода прикрытием: на самом деле, Мэри была необходима Чарльзу в качестве музы, источника вдохновения. Кэтрин относилась к этому спокойно и к сестре не ревновала: она считала, что не всем суждено быть музами писателей, некоторые женщины должны просто рожать писателям детей.
7 мая 1837 года в доме 48 на Дауни-стрит разыгралась большая трагедия: юная Мэри внезапно упала в обморок и через несколько минут скончалась. Прибывший врач предположил смерть от сердечной недостаточности либо от инсульта.
Для Диккенса это был жестокий удар. Впервые в своей карьере - этого не случалось ни до ни после - он пропустил публикацию свежей главы романа.
Мэри похоронили на готическом кладбище Кенсал-Грин. Присутствовавшие на похоронах утверждали, что Чарльз рыдал сильнее, чем родители, сестры и братья покойной девушки. Диккенсом была написана лаконичная эпитафия на надгробной плите:
«Молодая, красивая, и добрая, Бог причислил её к своим ангелам в раннем возрасте семнадцати лет».
Возвратившись после похорон домой, Чарльз сделал запись в своем дневнике:
"Я потерял очень дорогого молодого родственника, к которому был очень привязан, и чье общество долгое время было главным утешением моих трудов".
Недорогое колечко, которое Мэри однажды ему подарила, Чарльз носил до своего последнего часа.
В 1838 году Кэтрин родила дочку Мэри, в 1839-ом - Кэтрин Элизабет, а в 1842-ом - сына Уолтера.
После рождения Уолтера, матери срочно потребовалась помощь, и Диккенсы вызвали на Дауни-стрит 15-летнюю Джорджину Хогарт, младшую сестру Кейт.
Чарльз много пишет, много публикуется, но денег постоянно не хватает. Кэтрин, чтобы подзаработать, также берется за перо и создает кулинарную книгу "Что нам обедать?", выдержавшую несколько изданий и принесшую семейству очень приличный гонорар.
Однако увеличивающаяся с каждым годом семья отнимала все средства. В 44-ом году Кэтрин родила сына Фрэнсиса, в 45-ом - Альфреда, в 47-ом - Синди, в 49-ом - Генри.
Чарльз мрачно шутил, что в английском языке скоро закончатся мужские имена, и в 1850-ом 35-летняя Кэтрин произвела на свет дочь Дору Энни.
Девочка была слабенькой и прожила всего лишь восемь месяцев. Смерть дочери тяжело отразилась на Кэтрин: у женщины произошел тяжелый нервный приступ.
Последний ребенок Диккенсов, - Эдвард Бульвер - родился в 1852 году.
К этому моменту отношения в семье уже дали трещину. Чарльз в открытую называл Кэтрин плохой матерью, а также обвинял ее в своих финансовых проблемах, вызванных рождением десяти детей.
На фоне слухов о жестоком отношении к супруге и о романе Чарльза со своей свояченицей, 25-летней Джорджиной Хогарт, писатель был вынужден оправдываться через прессу:
"...Я просто отмечу мою жену, что какая-то особенность ее характера бросила всех детей на кого-то другого. Я не знаю - я не могу вообразить себе каким-либо образом - что бы стало с детьми, без этой тети, которая выросла с ними, кому они преданы, и которая пожертвовала большую часть своей молодости и жизни им. Она убеждалась, рассуждала, терпела и много раз трудилась, чтобы предотвратить разлуку между мной и миссис Диккенс. Миссис Диккенс часто выражала ей чувство ласковой заботы и преданности в своем доме - не сильнее, чем за последние двенадцать месяцев.".
В мае 1858 года почтальон принес в дом Диккенсов посылку, по какой-то причине доставленную обратно отправителю. Отправителем значился мистер Чарльз Диккенс, получательницей - мисс Эллен Тернан.
Кэтрин навела справки. Оказалось, Эллен - это 18-летняя актриса, которой Чарльз четыре года назад дал роль в своем любительском спектакле.
Миссис Диккенс вскрыла посылочку и обнаружила ... золотой браслет, к которому прилагалась любовная записка. Написал записку ее муж, Чарльз.
В доме на Дауни-стрит произошел скандал, ставший достоянием общественности. В литературной среде стали судачить, что знаменитый писатель изменял супруге не только с Джорджиной и Эллен, но и со многими другими молодыми девушками.
Диккенс яростно отрицал все обвинения, в том числе, через прессу. Основной причиной развода он называл некомпетентность Кэтрин как матери, нарожавшей ему "прорву детей", но не способной их должным образом воспитывать.
В конечном итоге Чарльз заявил, что Кэтрин страдает психическим расстройством. Используя хитроумную схему, Диккенс даже пытался определить опостылевшую жену в психиатрическую клинику, но это ему не удалось благодаря возмущению общественности, прежде всего, феминистки Элизабет Браунинг.
Кэтрин поняла, что теперь от мужа можно ждать чего угодно, и немедленно съехала. С матерью уехал и старший сын, 21-летний Чарльз Каллифорд Диккенс.
Осенью 1858 года Диккенсы развелись: история 22-летнего брака завершилась.
31-летняя Джорджина Хогарт, фактически, стала матерью для многочисленных детей Диккенсов. Чарльз, которому на тот момент было 46 лет, стал регулярно и надолго исчезать из дома.
Все были уверены, что он жил с Эллен, однако, подтверждений этому не было. Подтверждение появилось через семь лет.
В 1865 году Диккенс путешествовал по Англии на поезде с Эллен и ее матерью Фрэнсис Тернан. У городка Стейплхерст графства Кент состав, в котором ехал писатель и его спутницы, сошел с рельсов.
Диккенсу пришлось спасать Эллен и Фрэнсис, после чего он оказывал помощь и другим пострадавшим пассажирам. Всего жертвами аварии стали 10 человек, некоторые умерли прямо на руках у Чарльза, что оказало на него угнетающее воздействие.
Пассажиры узнали Диккенса, но тот не стал оповещать о себе железнодорожников: боялся огласки своего романа с Эллен. Тем не менее, вскоре дирекция Юго-Восточной железной дороги прислала писателю благодарственное письмо и пластину с разбившегося поезда.
Кэтрин Диккенс, несмотря на развод, продолжала относиться к бывшему мужу с любовью и уважением. Женщина внимательно следила за всеми публикациями писателя, бережно хранила его письма.
При этом, после развода Чарльз и Кэтрин больше никогда не виделись и практически не переписывались.
9 июня 1870 года великий английский писатель Чарльз Диккенс скончался в возрасте 58 лет. Причиной смерти стал инсульт. В свете были уверены, что к столь печальному концу автора "Оливера Твиста" привели изнурительный труд и беспорядочная жизнь. Сын Диккенса Генри был убежден, что отец так и не оправился от железнодорожной катастрофы.
Незадолго до смерти Чарльз сжег все письма от Тернан. То же самое сделала и Эллен.
Вскоре в присутствии близких родственников и друзей писателя произошло вскрытие его завещания. Значительную часть своего состояния Диккенс завещал Джорджине Хогарт, которую он назвал "лучшей и верной подругой".
Бывшей жене Кэтрин Чарльз назначил годовой доход в 600 фунтов стерлингов: этого было вполне достаточно для безбедной жизни.
Эллен Тернан не была упомянута в завещании, однако, после смерти Диккенса она была вполне обеспечена и ни в чем не нуждалась.
Кэтрин вернулась в дом на Дауни-стрит к своим детям и сестре Джорджине. Так, в конце жизни, она, наконец, обрела многодетную семью, о которой мечтала - большую, дружную и без упреков за плодовитость.
О покойном супруге Кэтрин вспоминала с благоговением, называла его самым великим английским писателем.
Умирая в 1879 году от рака, 64-летняя Кэтрин Диккенс передала дочери Кейт все письма отца, сказав потрясающую фразу:
"Отдай это Британскому музею - чтобы мир мог знать, что он любил меня однажды».
"Он любил меня однажды"...
Кэтрин понимала, что ей досталось совсем немного любви великого Диккенса, понимала, что музой своего великого мужа она была совсем недолго. Но все же была. И он любил ее... однажды.
Кэтрин завещала похоронить себя рядом с дочерью Дорой, умершей в возрасте 8 месяцев в 1851 году. Дора была единственным ребенком Кэтрин, который не достиг зрелого возраста - и женщина страдала из-за этого до последнего вздоха.
Другие дети Кэтрин с благоговением исполнили последнюю волю матери.
------
Если Вам понравилась статья - буду признателен за лайк!
Еще больше статей про историю, про любовь, про Средние века, про гениев и их темные стороны - на моем канале! Подписывайтесь!
Мои книги
"Женщины в истории" - моя группа ВКонтакте.