Самые зрелищные спуски кораблей на воду происходят именно тогда, когда спуск неуправляемый – с так называемых стапелей. В упрощенном варианте, это некие рельсы, сейчас правда все чаще стали использовать продольные щиты, по которым корабль несется с разбегу в волны, зачастую перемалывая близлежащие постройки, и волной накрывая рядом стоящие суденышки. Причина одна – дешевизна такого способа.
Деревянные стапели смазывали специально перетопленным бараньим жиром для лучшего скольжения . Для большого корабля, например флагманского требовалось 500 баранов, чтобы добыть жир в нужном количестве. После стали использовать парафин, вазелин и другие минеральные вещества.
Неуправляемый спуск подразделяется на продольный и боковой. Продольный – корабль кормой вперед спускается на воду (так как корма шире чем нос, с следовательно меньше зароется в воду) Заполняли сухого дока, где строился корабль водой до уровня, когда последнее может двигаться. Затем выталкивают при помощи буксиров в гавань.
Боковой