Найти тему

"Русский Леонардо Да Винчи" - Николай Львов

"…если бы гении имели нужду в памятниках, то Музы обязаны были бы поставить сему один из лучших…" - так написал Г.Р.Державин о Н.А.Львове.

В своих (редких) постах в социальных сетях я часто упоминаю творения Николая Александровича Львова. Человека, который подарил нашей стране немало архитектурных шедевров. Человека, которого называли "гением вкуса" и даже "русским Леонардо да Винчи".

Приезжая в Торжок (Львов родился недалеко от этого чудесного городка), некоторые московские коллеги (не в укор), отвечая на вопрос экскурсантов: "А кому это здесь бюст поставили?" Коротко отвечают: "А, одному местному архитектору..."

Памятник Николаю Львову в г.Торжке (фото взято из открытых источников)
Памятник Николаю Львову в г.Торжке (фото взято из открытых источников)

Человеком Николай Александрович был скромным (по воспоминаниям Гавриила Державина), может оттого под бюстом имеется лишь краткая надпись: "Львов". И всё. Ни инициалов, ни года рождения, ни года смерти.

Пусть человек смертен, но бессмертны его дела и творения. Вот и стоят в наших русских городах осколки той памяти и того "гениального вкуса".

И, я уверяю вас, вы знакомы с творчеством Львова. Ведь все, наверняка, бывали в Петропавловской крепости (там по проекту Львова возвели Невские ворота) видели здание Главпочтамта в Петербурге, может даже доезжали до Гатчины и любовались Приоратским дворцом, стоящим там. Кто был на Валдае, тот, возможно, посещал музей колокольчиков, так вот здание, в котором находится этот музей - тоже работа Н.А.Львова.

Приоратский землебитный дворец, Гатчина (фото взято из открытых источников)
Приоратский землебитный дворец, Гатчина (фото взято из открытых источников)

Сейчас нам известны порядка 100 архитектурных работ Николая Александровича. "А много это или мало?", - спросите вы. Я не знаю, но все они прекрасны.

Многие его постройки труднодоступны: осенью 2021 года мы с мужем "пробирались" в усадьбу Горницы несколько часов, только чтобы увидеть одну из, увы, "уходящих" его работ.

Будущий "преславный зодчий" появился на свет в родовом гнезде дворян Львовых - селе Арпачёве Новоторжского уезда. Сейчас мы называем дату 4 мая (ст.стиль) 1753 г. Но эта дата была выяснена спустя два века после его смерти. Долгое время датой рождения Николая Александровича считалось 4 марта 1751 г. И только в процессе подготовки материалов к 250-летию с момента рождения, была обнаружена метрическая запись (в Никольской церкви села Арпачёва), гласящая: "1753 года 4 маия. Санкт-Петербургского гарнизона прапорщика Александра Петрова сына Львова сын Николай".

Храм Казанской иконы Божьей Матери в с.Арпачево (Тверская обл.) и отдельно стоящая колокольня в виде маяка (по другой версии - в виде Пизанской башни)
Храм Казанской иконы Божьей Матери в с.Арпачево (Тверская обл.) и отдельно стоящая колокольня в виде маяка (по другой версии - в виде Пизанской башни)

Детство маленького Николеньки, как назвали его в семье, прошло в усадьбе Черенчицы (сейчас Никольское). В ту пору там стоял деревянный дом в несколько комнат. Мальчик рос бойким сорванцом. И думали отец и мать, "что не сносить ему головы своей. Надобна ли ему какая игрушка, он изломает стол, стул, что встретится, и игрушку своими руками сделает".

Николай Львов, портрет Д.Г.Левицкого, 1773 г.
Николай Львов, портрет Д.Г.Левицкого, 1773 г.

В 1769 г. от юношеской бесшабашности не остаётся и следа. В возрасте 50 лет скончался Александр Петрович - отец Николая Александровича. Им принято решение отправиться в Петербург на действительную службу в Преображенский полк. Ведь на плечи Николая Александровича тяжёлым (но не тяжким) грузом легла забота о матери и старших сестрах.

Считается, что образование, полученное Львовым в родной усадьбе, было слабым. Он с трудом говорил по-французски. Не был сведущ во многих науках. Оказавшись в рядах таких же, как и он, юнцов, он быстро осознал "прорехи" в собственном образовании. И юный Николай берётся за учёбу. Его интересует всё, ему многое легко даётся и через пару лет он "догонит" своих сослуживцев, а в чем-то даже и превзойдёт их. Особенный талант Львова проявился в отношении изучения иностранных языков. И это сыграло важную роль в его судьбе.

Нам известно, что Николай Александрович не имел архитектурного или строительного образования. Но, будучи курьером в Коллеги иностранных дел, за несколько лет он объехал всю Европу и имел возможность изучать мировую архитектуру по лучшим её образцам.

Бытует мнение, что в Риме Николай был восхищён старинным Пантеоном и тем, как просто и изящно решен для этого здания вопрос с освещением: в почти девятиметровое отверстие римского Пантеона (8,3, если быть точнее) свободно попадали солнечные лучи. Ну а уж с солнечными днями и их лучами в Италии никогда не было проблем.

Пантеон, вид сверху, г.Рим. Фото взято из открытых источников
Пантеон, вид сверху, г.Рим. Фото взято из открытых источников

Соорудить подобное в России, в силу наших климатических условий было невозможным.

Да и как сооружать, если ты не архитектор и о твоих дарованиях мало, кто знает?

Быть может сам Господин Великий Случай вмешался однажды в судьбу Николая Александровича? Дело в том, что Екатерина II решила возвести собор Св.Иосифа в городе Могилёве. Именно там состоялась её встреча с австрийским императором Иосифом II. И собор должен был "увековечить" эту встречу.

Был объявлен конкурс, но ни один из проектов не удовлетворил взыскательный вкус императрицы. Тогда князь Безбородко предлагает Екатерине проект неизвестного тогда Львова. "Мысль молодого художника, нигде не учившегося, восхитила государыню" и выдержанный "в правилах лучшей греческой архитектуры" проект был одобрен императрицу.

Возможно именно тот факт, что Львов не получил академического образования и не был "скован" нормами, способствовал личному осмыслению архитектурных форм и этой "непохожести" на творения прочих мастеров.

Отталкиваясь от идеи открытого купола Пантеона, Львов первым из архитекторов применил в отношении Могилёвского собора систему двойного купола (см.схему). Как я объясняю "на пальцах" (и не кидайте в меня сильно помидорами знатоки от мира архитектуры): "Львов соорудил купол с отверстием, как в Пантеоне и придумал "закрыть" его внешним куполом". Да, внешний купол собора в Могилеве имел 12 круглых окон, через которые дневной свет попадал внутрь.

Чертеж Могилевского собора (был взорван в 30-е годы XX века)
Чертеж Могилевского собора (был взорван в 30-е годы XX века)

Купол был расписан Владимиром Боровиковским, о котором тогда тоже мало, кто знал. В куполе Владимир Лукич написал "Небесную славу", а в простенках окон - 12 апостолов.

Львов присутствовал в свите императрицы на освещении места закладки собора. На первый архитектурный "зубок" она подарила ему перстень с бриллиантом. Император Иосиф II одарил начинающего архитектора золотой табакеркой, украшенной алмазами.

Собор был прекрасен. Его достроили в 1797 г. А в 1937 взорвали.

Дореволюционная фотография собора в Могилеве
Дореволюционная фотография собора в Могилеве

Следующий пост будет про любовь. Её, настоящую, какая была у Николая Александровича и его Марии Алексеевны, никаким динамитом не взорвать.