Нерехта является районным центром Костромской области. От г. Иваново она отстоит всего в 80 км, что меньше чем многие районные центры Ивановской области. Несмотря на близость, в Нерехте я бывал всего пару - тройку раз и то мимоходом. Проезжая этот городок, я обращал внимание на обилие храмов и неплохо сохранившийся исторический центр. Мне давно хотелось поближе познакомиться с Нерехтой, куда не столь давно и отправился в один из зимних дней.
Вначале как всегда немного истории. Древний город Нерехта расположен на юго-западной окраине Костромской области, на середине пути между Костромой и Ярославлем. В древности на территории района проживало финно-угорское племя меря. На языке мерян Нерехта - «река в низкой болотистой местности».
Первые упоминания о Нерехте встречаются с 1214 года, когда умер владимирский великий князь Всеволод Юрьевич, прозванный за многочисленную семью «Большое гнездо». У него осталось семеро сыновей, владевших разными уделами княжеств. Один из его сыновей - Ярослав Всеволодович, как раз и владел Нерехтой.
В 1362 году древний город Нерехта упоминается в рукописном Житии преподобного Пахомия Нерехтского, основавшего здесь Троицкий монастырь.
В ХIII-XVI веках Владимиро-Суздальское княжество добывало соль из местных соляных источников. Одним из таких мест была пойма речки Солоницы, где, как считают историки, располагалась древнерусская часть Нерехты. Соль ценилась дорого, и была одной из основных статей великокняжеского дохода.
Соль добывали из подземных вод по берегам реки Солоницы, о чем говорит само название реки. Для добычи соли рыли колодцы. Соляный раствор кипятили в варницах — небольших деревянных помещениях квадратной формы. Вода испарялась, а соль оседала на дне котла. Ежегодно на нерехтских варницах вырабатывали тысячи пудов соли. В начале зимы из Нерехты в Москву отправлялись десятки обозов, груженных солью.
В1406 г. великий князь Василий Дмитриевич (сын Д. Донского) отказал Нерехту своей супруге Софье Витовтовне. В Нерехте числилось свыше 300 домов, 100 лавок, 25 варниц с «густым» рассолом, собор и 7 церквей. Для тех древних времен это очень солидные показатели.
С ведением опричнины большинство земель в Костромском и Галичском уездах были взяты на «государя», и в 1572 году Иван Грозный завещал Нерехту с другими городами своему сыну Федору.
На соляной промысел в Нерехте сильно повлияла конкуренция соляной промышленности районов Нижнего Поволжья, вошедших в состав Русского государства в XVI веке. Солеварение в районе города становится невыгодным, Нерехта теряет свое былое значение крупного поставщика соли для Москвы. В 1627 году прекратили существование последние варницы.
Серьезные испытания пришлось пережить Нерехте в период Смутного времени. В середине лета 1609 года поляки разграбили и сожгли город, убили многих жителей. И все же удачное экономическое расположение на торговых путях в Ярославль, Кострому, Нижний Новгород и Суздаль помогло Нерехте возродиться.
В 1678 году по дороге во Флорищеву пустынь в Нерехте на несколько дней останавливался царь Федор Алексеевич с женой и младшими братьями Иоанном и Петром. Царь выдал сумму денег на построение Владимирской церкви в камне - первого монументального здания в городе.
XVIII век ознаменовался для Нерехты подъемом промышленного производства. Наличие полезных ископаемых — серных руд, хороших глин — и выращивание льна способствовали дальнейшему росту ремесла. Создаются первые промышленные предприятия: серный и квасцовый заводы. Выращиваемый лен использовали в домашнем ткачество крестьян, имевшее широкое распространение в уезде, что послужило зарождению в городе фабричной и полотняной промышленности. Нерехтские полотняные фабрики выпускали разнообразные льняные ткани: фломандское полотно, равендук и коломенок, продававшееся как по городам России, так и за границей.
С ростом текстильной промышленности Нерехта становится одним из центров мануфактурного производства. В 1778 году по указу Екатерины II Нерехта стала уездным городом Костромской провинции с присвоением ей герба. В городе был свой магистрат, духовное правление, уездный суд и др. учреждения.
В середине XIX века Нерехта превращается в крупный текстильный центр губернии. Однако развитие больших промышленных сел Нерехтского уезда Середы, Писцова, Яковлевского (сейчас Ивановская область), постепенно отодвинуло Нерехту на задний план, и в XX век она вошла тихим уездным городком.
Оказавшись в Нерехте, явственно ощущаешь, что здесь сохранился дух небольшого провинциального русского городка. В первую очередь поражают незаурядные храмы, которые компактно расположились в центре. Также неплохо сохранилась гражданская застройка XIX-XX вв. Целесообразно разбить рассказ о Нерехте на две части. Первая будет посвящена культовой архитектуре.
Из Ивановской области в Нерехту я въезжал со стороны Писцова по ул. Ленина и первым храмом, который оказался у меня на пути был Собор Владимирской Богоматери.
К сожалению, собор окружен плотной городской застройкой и его не так уж легко сфотографировать. На территорию комплекса попасть тоже не удалось.
Что бы дать более четкое представление о современном состоянии собора воспользуюсь фотографией с сайта sobory.ru.
Это самое старое культовое сооружение, датируемое 1678-1686 гг. Не нужно быть специалисту, что бы глядя на собор Владимирской Богоматери понять, что он принадлежит к числу лучших памятников древнерусского зодчества на территории Костромской области. Его архитектура, тяготеющая к ярославской школе церковного зодчества ХVII в., оказала большое влияние на последующее храмовое строительство в Нерехте.
Вот как описывают этот собор искусствоведы. Трапезная в стиле ампир, сохранившая фрагменты предыдущей постройки в стиле барокко, отличается развитой объемно-пространственной композицией и богатой пластикой фасадов. Ядром асимметричной относительно продольной оси композиции церкви является монументальный двусветный пятиглавый четверик. Цилиндрические барабаны увенчаны луковичными главами. На всю ширину храма с востока примыкает трехчастный алтарь с полукруглыми апсидами, а с севера – смещенная к востоку более узкая квадратная паперть с выступающим перед ней высоким крыльцом под крутой двускатной кровлей. Обширная прямоугольная в плане трапезная, завершенная низким глухим барабаном с пологим куполом и главкой, незначительно вытянута по поперечной оси. Стены алтаря южного придела со скругленным углом закрывают часть фасада храма, а прямоугольный в плане алтарь северного придела соединяется с папертью.
В храме сохранилась клеевая стенопись 1775 г., отреставрированная в 1995 – 2006 гг. костромскими художниками-реставраторами под руководством А. Малафеева. Ее сравнивают с росписями Успенского собора в Туле (1766 – 1767), Никольской церкви в Нерехте (1768 – 1769), Казанской церкви в Рыбинске (1768), а также с живописью утраченной Воскресенской церкви в Пучеже (1789).
Немного продвинувшись в сторону центра, открывается вид на Казанский собор с монументальной колокольней. Это важнейший архитектурный комплекс Нерехты, играющий заметную роль в формировании городского центра.
Существующий храм выстроен на месте стоявшего здесь деревянного собора Бориса и Глеба (известного с XIII в.), в по указу императора Петра I в 1713 г. Доминирует в комплексе четырехъярусная колокольня (1848 г.), выстроенная в формах раннего классицизма, которая является одной из наиболее значительных архитектурных вертикалей в панораме города.
Высотная композиция состоит из постепенно убывающих вверх четвериков и увенчана луковичной главкой, переходящей в невысокий шпиль.
В самом центре города на перекрестке двух центральных улиц на высоком берегу речки Нерехта стоит церковь Богоявления, играющая огромную роль в планировочной структуре города.
Это яркий памятник костромского зодчества петровского времени, выдержанный в традициях местной архитектурной школы XVII в. Росписи в интерьере принадлежат к лучшим по сохранности и ценнейшим по художественным качествам образцам монументальной живописи на территории Костромской области.
Заказчиком храма выступил нерехтский купец Федор Зимин Младший. Строительные работы продолжались 15 лет. Никольский придел был освящен в 1717 г., а основной храм – в 1725 г. Настенные росписи в храме выполнены в 1767 г. артелью ярославских мастеров под руководством братьев Шустовых.
Вообще в Нерехте куда ни глянь, со всех сторон виднеются храмы. Чуть в стороне от ул. Ленина на ул. Красной Армии стоит церковь Преображения. Яркий памятник культового зодчества в стиле позднего барокко, отличающийся необычной объемной композицией и строгой элегантностью фасадного декора.
Двухэтажная каменная церковь возведена в 1787 – 1791 гг. по проекту Степана Андреевича Воротилова на месте Ильинской, также двухэтажной каменной, сильно поврежденной пожаром 1785 г. Верхний, холодный храм был освящен в честь Преображения, в нижнем, теплом находилось два престола – Успения Богоматери и Ильи Пророка.
Одним из самых ярких и гармоничных барочных храмов Костромской области, отличающегося благородством пропорций, изяществом фасадного декора и своеобразием композиции внутреннего пространства является церковь Воскресения (Варвары великомученицы).
Каменная двухэтажная церковь с престолом во имя Воскресения в верхнем и Варвары великомученицы в нижнем этаже была возведена в 1770– 1787 гг. взамен обветшавшей деревянной. Ее проект выполнил знаменитый местный зодчий Степан Андреевич Воротилов, выходец из посада Большие Соли.
В советские годы были уничтожены глава храма и два верхних яруса колокольни, разобрана ограда, а саму церковь приспособили под жилье с устройством деревянных перекрытий и многочисленных перегородок. В 1990 – 1995 гг. бригадами Московской и Костромской реставрационных мастерских реставрированы росписи в верхнем храме, где был установлен иконостас, перевезенный из Троицкой церкви села Красное-Сумароковых Нерехтского р-на.
Пожалуй, о самых значимых культовых памятниках Нерехты я рассказал. Что бы получить более полное представление о Нерехте необходимо поговорить и о гражданской архитектуре, которой будет посвящена вторая часть рассказа.
Источники информации сайты kostromka.ru; admnerehta.ru; svodokn.ru.