В этом материале мы поговорим о технологии перемещения зданий в Москве, которая началась почти столетие назад, в 1930-х. Или раньше?..
Первый материал по этой теме был посвящен проектам Треста по разборке и перемещению зданий, во главе с инженером Э.М. Генделем.
Дом Сытина
В 1970-х практика перемещения домов продолжилась. Например, в 1979 году передвинули конторский дом книгоиздателя И.Д. Сытина, который был построен в начале XX века по проекту архитектора А.Э. Эрихсона. В 1970-х здесь располагалась редакция советской газеты «Труд».
Но в 1975 году, за четырехэтажным домом с мезонином, построенным в стиле модерн, "вырос" гигант архитектора Ю.Н.Шевердяева — новый корпус редакции газеты «Известия». Чтобы открыть авангардный фасад, выходящий на улицу Горького (Тверская), и было принято решение сместить конторский дом Сытина.
В отличие от примеров 1930-х, дом передвигали не вглубь, а вдоль улицы, в сторону Настасьинского переулка. В результате здание "проехало" более 40 метров. Но не без потерь: дворовая часть здания разрушилась (на фото).
Из репортажа Виктора Толстова «Дом отправился в путь» / Газета «Труд», 11 апреля 1979 года:
«В пять утра, когда рассвет только намечался над городом, были закончены последние приготовления и дана команда включить компрессоры. Стрелки на приборах показали усилие 170 тонн. Мощные блестящие цилиндры четырёх домкратов упёрлись в стальные балки, на которых покоился готовый к передвижке дом, и он медленно покатился по рельсам вдоль главной улицы Москвы. Со скоростью секундной стрелки вращались толстые стальные катки, и почти незаметно глазу махина здания уплывала в сторону площади Маяковского…»
Технология передвижки
Главный вопрос, мучающий простого обывателя, не знакомого с инженерной профессией: как передвигали целые дома?
Чаще всего такие «переезды» происходили по одному сценарию: по периметру несущих стен собирали раму из железных балок — она выступала контуром, позволяя сохранять конструкцию от разрушений. Затем с помощью специальных тросов дом буквально срезали со старого фундамента, заранее подставив под него гидравлические домкраты.
Предварительно велась работа по устройству нового адреса: строители подготавливали площадку, где должен был стоять дом. Между двумя адресами устраивались траншеи, куда на бетонное основание укладывали рельсы, а на них уже устанавливались катки.
После того как здание было отрезано от старого фундамента, при помощи домкратов его переставляли на двутавровые балки, а затем перекатывали на новую площадку. Буксировать здание помогали специальные лебедки, обеспечивающие плавность хода. Как на санках.
Подготовка к транспортировке домов была весьма основательным и ответственным делом: на предварительную работу уходило от полугода. А сам процесс передвижки занимал примерно неделю — в зависимости от веса здания и расстояния. Чтобы добиться плавности при проведении работ, требовалось большое количество специалистов и, разумеется, строгое соблюдение технологии.
Когда всё началось
Самое первое документально подтвержденное перемещение здания зафиксировано аж в XV веке.
Согласно документам, передвижка здания была произведена в Болонье (Италия) в 1455 году по проекту инженера и архитектора Аристотеля Фиораванти (того самого, кому приписывают авторство постройки Московского Кремля). Зодчий перевёз колокольню церкви Санта-Мария-Маджоре, которая мешала строительству нового здания администрации.
Колокольню обрамили деревянными брусьями, создав жесткий каркас, чтобы она была надежна зафиксирована и не дала трещину при перемещении. Если верить источнику, то 24-метровую конструкцию удалось переместить на 13 метров при помощи полозьев, системы канатов и блоков. Для того времени это стало сенсацией.
В XIX веке также зафиксирована успешная попытка перемещения здания. В апреле 1888 года на Кони-Айленде на 150 метров перевезли гигантскую гостиницу Brighton Beach Hotel. Участок, где стояло деревянное здание отеля, размывался океаном, что могло привести к разрушению.
Трёхэтажную постройку длиной около двухсот метров и весом пять тысяч тонн подняли гидравлическими домкратами и установили на 112 тележек, которые были установлены на 24 рельсах. При помощи шести паровозов здание гостиницы переместили на 150 метров вглубь острова.
В 1930 году в Индианаполисе "переехало" восьмиэтажного здания, где размещалась штаб-квартира Indiana Bell Telephone Company. Проект расширения бизнеса предполагал строительство нового корпуса, для которого требовалось больше места.
Здание весом 11 000 тонн (!) сначала подвинули на 15 метров к югу, затем повернули на 90° и переместили ещё на 30 метров к западу. Кропотливая работа длилась чуть больше месяца. На протяжении всего этого времени в доме продолжали работать 600 сотрудников, обслуживая 170 000 абонентов.
Кстати, именно в этом проекте впервые в истории были применены гибкие коммуникации, которыми впоследствии будут пользоваться и советские инженеры при перемещении зданий в Москве.
Первый в России
В России первые опыты по перемещению зданий известны еще в XIX веке. Например, в 1897 году в связи с необходимым расширением Николаевской (Октябрьской) железной дороги в Москве передвинули двухэтажный дом, который сначала намеревались снести.
Это здание на Каланчёвке принадлежало почетной гражданке Москвы, владелице цементного завода Евгении Ивановне Мак-Гиль. Сносить свой дом она не планировала, потому предложила его передвинуть. Более того, все работы были полностью оплачены из её же средств. Реализовать эту невероятную затею согласился инженер И.М. Федорович.
Прежде чем начать работы, из здания вынесли всю мебель, ценные вещи, сняли двери, оконные рамы, также были разобраны печи. Затем дом срезали с фундамента и передвинули его, используя конную тягу. Позже метод вошел в историю как «Метод передвижки Федоровича».
Театральный переезд
В 1983 году в Москве прошла масштабная реконструкция МХТ имени А.П. Чехова (старого здания МХАТа). В рамках проекта было предусмотрено увеличение площади сцены.
В ходе работ здание театра "распилили" по линии занавеса, отодвинув таким образом коробку сцены вглубь квартала на 20 метров. На освободившемся пространстве выстроили новую часть здания, что позволило значительно усовершенствовать технику сцены.
Передвижка МХТ велась по уже отработанной технологии инженера Генделя, но сам он при этом не присутствовал из-за высокой занятости.
Наше время
Сегодня технология передвижки зданий продолжает использоваться по всему миру. Так, например, в 2000 году в Северной Каролине (США) перевезли маяк высотой 59 метров и весом около 4 тыс. тонн. Спустя год, в 2001-м в Нью-Джерси переместили здание старого терминала аэропорта весом около 7 тыс. тонн.
Один из рекордов по дальности передвижки принадлежит Германии. Там в 2007 году перевезли каменную церковь XIV века аж на 12 километров.
А в 2013 году первый проект по передвижке здания успешно завершился в Азербайджане. Бакинские строители переставили дом 1908 года постройки (18 тыс. тонн) на 10 метров.
В 2020 году в Москве реализовали проект по передвижке нескольких зданий на территории компрессорного завода «Борец» в Марьиной Роще за Савеловском вокзалом — первый за последние 40 лет подобный проект.
Таким образом удалось сохранить старую водонапорную башню, а также фасады двух корпусов (сборочного цеха и мастерской) 1898–1899 годов постройки. Все постройки перенесли на расстояние около 100 метров. Теперь они станут историческим украшением нового квартала.
Было интересно? Подписывайтесь!
Telegram: t.me/gilyarovski