Для начала, что вообще такое этот ваш Immersive sim?
Вообще, Immersive sim это дословно - симулятор погружения (Immersive simulator). В таких играх разработчики создают миры с проработанной историей, затягивающей тебя в них по уши, детальным и отзывчивым окружением, рассказывающим какую-то историю, большим инструментарием, с помощью которого можно решать задачи разными способами, чаще всего с видом от первого лица.
Проблема в том, что данные геймдизайнерские принципы в разных играх показывают себя по разному, из-за чего часто возникает путаница, и люди начинают называть "иммерсив симами" всё подряд - от шутеров с открытым миром типа Far Cry до ролевых игр вроде Skyrim. И вы, вероятно спросите: а как же мне понять, игра - Immersive sim или нет? Давайте представим ситуацию - вы подходите к локации, в ней вы замечаете, ну скажем, 10 противников и пару коридоров. Что вы будете делать? В обычном шутере выбора не будет - вы просто побежите вперёд, расстреливая всё вокруг, яркий пример тому - Doom или Call of Duty. В RPG тоже самое - скорее всего, выбор вы сделали ещё до того, как зашли на локацию: идти дальше или не идти, брать этот квест или нет и т.п. В бою в ролевых играх выбор тоже не велик - если ты мечник, то бьёшь мечом, лучник или маг, то стреляешь из далека и никакое окружение или инструменты этого не изменят(в основном). В "иммерсив симе" можно разыграть ситуацию разными способами. В основном, в таких играх нету типичного для RPG выбора класса, из-за чего игрок сам выбирает как ему проходить игру. Можно как всех перебить, так и избежать боя и пройти дальше, прокравшись по вентиляции или обойдя врагов с помощью различных гаджетов, использовать преимущество противника в свою пользу, например, захватив ту же турель под свой контроль и т.д. Именно разные решения игровых ситуаций сделали immersive sim'ы необычными.
Почему же Immersive sim это не жанр?
Многие ошибочно думают, что Immersive Sim - это жанр. Но, это не совсем так. Обычно жанр определяется типом геймплея (пострелушки, вождение, прыжки по платформам или прохождение лабиринтов), а Immersive sim - намеренное смешивание других жанров для создания возможности решать проблемы разными путями с полным погружением в мир с помощью продуманной вселенной, реалистичной физикой, изменением мира и персонажей в зависимости от действий игрока. Яркий пример тому - Dishonored, в котором мир становиться хуже, появляется больше опасностей на улицах, если вы убиваете всё и вся на своём пути.
Кто же был первым представителем Immersive sim'ов?
В 1992 году команда из Уоррэна Спектора, Дага Чёрча, Ричарда Гэрриота и Пола Нейрата выпускает на свет своё детище: Ultima Underworld: The Stygian Abyss. Данный продукт может считаться первопроходцем в мире "иммерсив симов". В ней на несколько лет раньше других проектов были реализованы множество возможностей: дальний и ближний бой в трёхмерном мире в реальном времени, интересная система магии, ловушки, нужда в еде и сне.
Первыми яркими примерами только развивающейся идеи, после Ультимы, стали такие проекты, как: Deus Ex, Thief 2 и System Shock 2.
В дальнейшем к узнаваемым чертам immersive sim'ов добавятся разные способы рассказать о мире - через предметы, диалоги или дизайн локаций и всего окружения. Всё это, а также внимание к деталям и атмосфере мира, интересные механики и различные пути развития станут вдохновением для многих.
Самыми известными и лучшими Immersive sim'ами на данный момент являются проекты Arkane Studios: Dishonored(2012), Prey(2017) и Arx Fatalis(2002). Именно Arkane подхватила идею создания AAA-игр с эмерджентным геймплеем.
Что по итогу?
Immersive sim - очень интересный жанр, в приоритете у которого - погружение игрока в виртуальный мир всеми доступными способами. Чего ожидать от него в будущем - никто не знает, ведь индустрия постоянно эволюционирует, что даёт возможность пофантазировать на эту тему