25,8K подписчиков

Путешествие На Электромобиле Зимой в России. ДОЕХАТЬ ВЕЗДЕ.

2,6K прочитали

Наблюдения из реальной поездки на полностью электрическом Skywell ET5 Москва - Санкт Петербург и обратно.

#1 Подготовка

Путешествие на полностью электрическом автомобиле надо готовить заранее. Нельзя, вот, так просто, взять и поехать из Москвы в Санкт Петербург. Не доедете.

Даже в идеальных летних условиях и при попутном ветре (это важно)) эти 700 километров по идеальной трассе М-11 не одолеет даже Tesla Long Range. Проверено.

Поэтому, ловите сразу несколько необходимых приложений, которые лучше заранее скачать, авторизоваться и привязать свои платежные карты.

Да, заранее. На берегу. Потому что потом, как показывает практика, может пойти не так даже эта простая процедура.

Итак, в порядке важности:

Наблюдения из реальной поездки на полностью электрическом Skywell ET5 Москва - Санкт Петербург и обратно. #1 Подготовка Путешествие на полностью электрическом автомобиле надо готовить заранее.

  1. 2Chargers Это живая карта зарядных станций по всему миру. За достоверность ручается огромное сообщество электроводов. Они постоянно оставляют свои отзывы о зарядных сессиях на любой из станций, которые вы видите на карте. По дате отзыва можно примерно составить представление, в каком состоянии зарядная станция пребывает сейчас. Там же прописано, какая мощность доступна и какие разъемы поддерживаются. Кроме прочего, правилом хорошего тона считается отмечаться в приложении, когда ставишь электромобиль на зарядку. Чтобы другие электроводы видели, что станция несвободна, и как надолго. Также, в 2Chargers отражается, какое специальное приложение вам понадобится для запуска той или другой зарядной станции. Только по дороге из Москвы в СПб встречается как минимум 3 их разновидности: Россети, Teboil и E-Way. У каждого - свое приложение и система платежей.
  2. RS.ET Жуткое, тормозящее, глючное, но крайне необходимое в путешествии приложение «Россетей». Без него вам не удастся активировать одноименные зарядные станции. А других на трассе М-11 просто нет.
  3. EV-Time Быстрое, четкое приложение для активации зарядных станций Teboil. Эти зарядки есть на «бесплатной» трассе Москва - Санкт Петербург. Если поймете, что до очередной «Россети» не дотягиваете, можно съехать с М-11 и «добить» заряд на быстрых Тебойлах.
  4. E-Way К приложению претензий нет, но к самим зарядным станциям пожеланий - вагон. Подробнее о том, какие сюрпризы могут подкинуть зарядки - в ближайших выпусках. Пока, просто установите себе эти приложения и пройдите авторизацию. Лишним - точно не будет.

#2 Планирование.

Это скучно, согласен. Но, может быть сильно «весело», если вы поедете на электромобиле без минимального плана.

Что надо сделать: открываем приложения 2Chargers, RS.ET (Россети) и прикидываем, куда дотягиваем на одном заряде.

Наблюдения из реальной поездки на полностью электрическом Skywell ET5 Москва - Санкт Петербург и обратно. #1 Подготовка Путешествие на полностью электрическом автомобиле надо готовить заранее.-2

Экспериментально, на трассе М-11, мы высчитали, что коэффициент «неточности» указания запаса хода - не меньше 2. То есть, если заявленный пробег Skywell ET5 на одном заряде 400км, смело делите его пополам. Ваш наиболее вероятный range - километров 200. И следующую зарядную станцию по пути надо наметить, исходя из этого запаса. А лучше, иметь в запасе еще вариант «аварийный». На случай, если зарядная станция не активируется, будет занята или сломана.

В приложениях, как правило, указывают максимальную мощность, которую способна выдать зарядная станция для каждого разъема. Можно примерно прикинуть, сколько вы «провисите» на проводе, восполняя заряд. Берете емкость вашей батареи, делите её на мощность зарядной станции - получаете время.

Расчет будет примерным. Зарядные станции редко выдают обещанные цифры кВт. К тому же, им надо «разогнаться» вначале и они сильно сбавляют мощность в конце каждой зарядной сессии.

Из опыта: станция «Россети» на 665-м километре трассы М-11 обещала 50кВт, но выдавала максимум - 15 кВт. В итоге, вместо расчетных 30-40 минут мы провели «на проводе» 1 час 40 минут.

#3 Скорость

Tesla Model S Plaid разгоняется с места до 100 км/ч за 1,99 секунды, Porsche Taycan Turbo S - за 2,8. Наш Skywell ET5 разменивает первую «сотню» за 7,9 секунды.

И что с того?

Наблюдения из реальной поездки на полностью электрическом Skywell ET5 Москва - Санкт Петербург и обратно. #1 Подготовка Путешествие на полностью электрическом автомобиле надо готовить заранее.-3

Езда на электромобиле по трассе требует совершенно другого: найти свой самый экономичный темп езды и балансировать на нем. Точнее, на грани между желанием ехать быстро и необходимостью доехать до очередной розетки.

Как известно, энергетические потребности автомобиля возрастают пропорционально квадрату скорости.

В наглядном изложении это выглядит примерно так: Skywell ET5 на каждые 100 километров пути расходует на скорости 90 км/ч - 18 кВтч; на 100 км/ч - 23 кВтч; на 110 км/ч - 26 кВтч; на 120 км/ч - 32 кВтч; на 130 км/ч - 40 кВтч.

Это значит, что если вы будете ехать с максимально разрешенной на М-11 скорости 130 км/ч ваша батарейка закончится ВДВОЕ быстрее чем на 90 км/ч!

Да, и обмануть природу не получится: Быстрее доезжаешь до очередной зарядной станции - надо больше «вбить» заряда в батарею. А это - долго.

Наблюдения из реальной поездки на полностью электрическом Skywell ET5 Москва - Санкт Петербург и обратно. #1 Подготовка Путешествие на полностью электрическом автомобиле надо готовить заранее.-4

Итог на практике: В ходе путешествия на Skywell ET5 с паспортным запасом хода 400 км, мы двигались почти всегда 90 км/ч на круиз-контроле. Иначе, был риск не доехать до очередной зарядки.

Самое меланхоличное путешествие на автомобиле по скоростной трассе на моей памяти.

#4 Время/Деньги

Итак, в предыдущих выпусках мы разобрали КАК подготовиться и ехать на электромобиле в путешествие. Сейчас посчитаем затраты.

Во-первых, если вы ещё не обзавелись «бесплатным» транспондером Росавтодора для проезда по федеральным трассам России, нужно сделать это немедленно. Вся процедура описана на сайте Росавтодора здесь: Где купить транспондер

Почему «бесплатный» в кавычках? Вам придется заплатить за сам приборчик. Маленький кусок пластмассы стоит 3500₽. Но, он дает вам право не платить за проезд на той же трассе М-11.

Я этим благом не воспользовался (потому что протупил)). В итоге, чек за проезд от Москвы до Санкт Петербурга составил 2770₽ Туда-обратно - 5540₽

Электричество на трассе М-11 стоит 22₽ за КВтч, если покупать его у «Россетей». А больше купить его не у кого, потому как на М-11 зарядных станций других брендов нет.

Нам пришлось раз сойти с трассы на «бесплатную» дорогу и зарядиться на конкурирующем Teboil за 20₽ /кВтч. Но, мы сделали это не из экономии, а потому что необходимая нам зарядка «Россетей» на М-11 не работала (!).

Итого, мы зарядились по дороге между Москвой и СПб 5 (!!) раз на сумму 3505₽. В оба конца - 7000₽+.

Наблюдения из реальной поездки на полностью электрическом Skywell ET5 Москва - Санкт Петербург и обратно. #1 Подготовка Путешествие на полностью электрическом автомобиле надо готовить заранее.-5

Время путешествия - это печаль и боль. Навигатор рисует оптимистичные 7 часов бодрой езды. Но, имеет в виду прохват на бензиновом (или дизельном) авто. Рассчитывать электропутешествия доступные нейросистемы пока не научились.

Итого: С учетом максимальной скорости

90 км/ч, времени проведенного за едой (иначе - никак. Жрать приходится)) на всех пяти зарядках между Москвой и Питером, общее время в пути составило 15 (Пятнадцать) часов в один конец!

К слову, друзья из Питерского Tesla Клуба сказали, что летом доезжают по тому же маршруту за 12 часов на Tesla Long Range, делая по пути две остановки для зарядки.

А зимой они не путешествуют)