Проблема травли, ребенка-жертвы, ребенка-изгоя на сегодняшний день, в 21 веке - невротизирующем, жёстком - актуальна практически в любом детском коллективе: от подзаборной среды до массовой школы, яслей и даже элитных клубных школ.
Основная причина - банальное отрицание родителей: они своевременно не подмечают, как из их ребенка в детском коллективе делают жертву. Не каждому родителю захочется признать, что его ребенок - Милый, Любимый, Шумный и Дерзкий Петенька - в саду совсем дркгой: забитый, непопулярный, отвергаемый, отверженный.
Почему еще родители не выявляют проблему своевременно:
- безразличие или невнимательность пед. коллектива, воспитатели и учителя утверждают, что Всё нормально
- перегруженность родителя собственными заботами - стремление удержать мужа, перегруженность на работе и т.д.
- неумение рассмотреть пассивную агрессию или завуалированную травлю, считая настоящим конфликьом только уже настоящие избиения
- неверное видение действительности. Мама или папа радуются тихому или, напротив, шумному ребенку, и не учитывают, что в других средах, в других ролях он может быть другим.
Сразу скажу, что считать травлей поведение 3-4 летних детей еще не совсем корректно, они могут это делать по причине подражания взрослым, паторазвития либо иных причин. Но уже в таком возрасте любопытно отметить, почему именно Ваш ребенок попал на это место?
В случае, если проблема выявлена, родители обычно не торопятся ее решать. Почему?
У-сами не обладают достаточной компетентностью. Возможно, их любимая стратегия - уход, избегание. Либо, напротив, родители умеют и любят решать все через силу, и пытаются принудить своего, более слабохарактерного ребенка, сделать также ("бей всех в морду!, "давай сдачи, я разрешаю!"
- сами являются жертвой. Либо же, по модели треугольника Карпмана, являются спасателем (но не своего ребенка, а мужа, например, и на ребенка уже не остается ни времени, ни сил). Подробнее Треугольник Карпмана и его проявление в дисфункциональной семье расписан в моей статье на личном сайте (ссылка выше, там целых три части, с примерами и даже с вариантом решения в ч.3)
- не обладают релевантной информацией и не имеют адекватных соратников.
Как узнать, что из твоего ребенка делают жертву?
- ребенок категорически отказывается ходить в сад, испытывает острый дискомфорт, проживает горе, попадая туда и страдание - от одной мысли про сад или в школу;
- страдает сон, аппетит (не единственный признак, да и не всегда причина в травле, но эти физиологические отправления у человека счастливого и здорового обычно в не имея на то причин внутри семьи, ребенок начал грызть ногти, писаться, проявились дефекты речи; плохо спит по ночам, трудности с засыпанием приводят к тому, что дитя либо не хочет идти спать, либо смиренно крутится в постели под одеялом, притворяясь спящим, после отбоя - часами (норма засыпания - 15 минут)
- происходят резкие перемены в поведении: ребенок становится склонным к агрессии, капризам, либо, напротив, становится скрытным и печальным.
Что делать?
1. Установить факты травли или пренебрежения. Желательно всячески зафиксировать их.
2. Обратиться к компетентому психологу, причем желательно не просто к детскому или семейному, но работающему со "спец.контингентами" и имеющему отличный опыт работы в конфликтах, войнах, пенитенциарке, с патологиями и девиациями (а зачастую то, что происходит в школе или в саду, трудно назвать просто травлей: часто там имеет место насилие, вплоть до имитации сексуальных актов - в саду, и до вымагательства и туалетных разборок - в школе).
3. Под руководством психолога внимательно продолжать изучать мат.часть, искать сторонников (учитель, другие родители, директор, адвокат и т.д.) В процессе решения затяжного конфликта или хронической травли надо быть осторожными, чтобы не усугубить положение ребенка.
4. Самому родителю - и это, пожалуй, надо бы поставить на 1е место - следует разобраться в собственной семье, а также с собственной проблемой поведения в социуме. Порой трудно ответить самому себе: а не отыгрываю.ли я роль мазохиста или жертвы с мужем, мамой, начальником, посторонними?
5. Ни в коем случае не пытаться сходу разобраться с чужим ребенком, не конфликтовать с учителем (он нам нужен как соратник) и не отправлять своего ребенка, не умеющего бить других, на карате насильно. Вообще, занятия спортом - хорошая штука, но потому то дети часто и бросают спорт.секции, что их родители отдают "не туда", а сугубо по своему велению и усмотрению. Часто это становится причиной наркомании.
Формат работы для семьи, где ребенок - жертва класса: с мамой или основным ухаживающим лицом - сперва 2 р в нед., далее с переводом до 1 р в нед.и в мес. Ребенок - 1-2-3 раза в неделю на первые 3 недели, далее по финансовой возможности. При наличии желания у остальных членов семьи - дополнительно работа с супружеской парой, бабушками, сибсами и т.д.
Но основное тут - работа с мамой. Именно при нормативной женственной маме мальчик учится быть мужественным, а девочка - женственной. Именно при маме, умеющей адекватно постоять за себя, все ее дети научатся тому же, в той или иной степени.
Что могу порекомендовать уже сейчас?
- играйте с ребенком в игрушки или игры, например"детский сад животных", присваивая персонажам имена детей из класса, разбирайте в процессе кто есть кто, кто "добрый" а кто "злой". Так, кстати, можно узнать и о негативизме самого ребенка: умеет ли он ценить других, заботиться о них, быть частью.
- рассматривайте вместе фотографии группы, класса, просите ребенка рассказать о тех, кто с ним учится. Если ребенок живо и интересно рассказывает хотя бы о 2-3 детях, это уже хорошо
- задавайте проективные вопросы (это работает только с "продвинутыми" и эмпатичными): Если бы твой класс был постройкой, какая бы это была постройка (песней, животным, дорогой и т.д.)? Если бы Петя был чувством, какое бы это было чувство (цвет, мелодия; причем, говоря о конкретных людях, избегайте сравнивать их сживотными, мебелью, овощами, иначе Ваш ребенок может блеснуть остроумием при обидчиках; а так - пятилетний Вася-Злость ничего дурного о себе не узнает).
Основные рецепты для улучшения ситуации (применимо только для профилактики или при зарождении травли, на поздних фазах не поможет):
- не усугубляйте положение своего ребенка: пусть он будет всегда с модным ранцем, чистыми ногтями, красивой прической.
- разберитесь с обстановкой в семье, да и в себе. Чаще всего ребенок-жертва происходит из семьи, где есть другие Жертвы либо родители или гиперконтролирующие, гиперопекающие;
т- в общественных местах - кафе, магазин, площадка - чаще демонстрируйте ребенку на практике пути выхода из конфликта. Ребенок учится быть гибким, дипломатичным именно у своей матери. Социализируйте его искусственно, по немногу. Со временем не забуьте отдаляться, как только у ребенка начнет получаться двигаться в социуме самому. Ведь нельзя же ему ходить с мамой за оучку до 10-20-40-...лет.
- подружитесь с исполнителями (учителями, воспитателями). Если это невозможно, то, думаю, ответ на вопрос "как ребенок попал в ситуацию травли" очевиден. Да простят меня мои коллеги-педагоги, но систематические издевательства у Макаренко или Корчака были бы невозможны. Вообще, заранее подыщите себе школу, сад. Для аутичного, либо же "шизоидного" ребенка больше подойдут коллективы в 2-4 человека, либо тьютор, и уж только потом плавный переход в коллектив. Для ребенка гиперчувствительного - небольшой частный сад или школа, где хозяйка преподает лично и сама имеет печальный опыт травли в жизни своих детей.
- отдыхайте сами и следите за распорядком жизни ребенка. При восстановлении дитя после такой беды, как травля, важно все, каждая мелочь: и цвет конструктора, и длительность ужина.
Из примеров с положительной динамикой: моя дочь с 4 до 6 лет испытывала трудности в коллективе. Адаптация в саду затянулась на 1.5 года...особенно дела плохо обстояли с девочками.
Что сделала я:
выявила очаги проблем дома и полностью устранила их;
подружилась с пед.коллективом;
начала сочинять с ней педагогические сказки, делать терапевтические постановки, рисовать в паре комиксы;
протестировала частично степень взаимоотношения в коллективе и даже на 2 недели попросилась на стажировку в сад, изучив там психотипы всех участников (в саду родитель-детсадовский родитель добавляет плюсиков детям; в школе - наоборот).
Много мы работали и над моей самооценкой, копинг-стратегиями и т.д. Поискали для дочки подходящие коллективы (там должно быть больше мальчиков; в ее случае шли от совсем мужских групп футбола и карате в 3 года до цековной школы и шахмат - в 6, тут уже девочек больше, но они такие...хм...культурные, безобидные, мягкие что ли, как и их родители).
Итог: в 6.5 лет отвечаем на вопросы так.
"Если бы группа детей была зданием...- Это был бы детский сад с большими окнами"(далее прошу описать - описывает подробно);
"Если бы...предметом - красивым цветочком";
"Если бы группа могла поехать куда-то на выходные, что это была бы за поездка? - на Украину" (она знает, что там жили прадедушка и прабабушка и до войны бывала я).