Найти в Дзене
Время образования

Семья и школа: кто научит учителя взаимодействовать с родителями учеников?

Оглавление

Современная школа выходит за границы своих стен, и партнерство с социально-культурной средой, вузами, бизнесом создает новые возможности для учащихся. Но для обогащения образовательного процесса есть еще один ресурс, который можно использовать гораздо активнее и эффективнее, – взаимодействие с родителями. В концепции проекта «Школа Минпросвещения России» на нем сделан отдельный акцент. Рассказываем, какие направления взаимодействия с родителями сейчас особенно актуальны и какую роль в организации родительского просвещения должна сыграть система непрерывного педагогического образования.

Взаимодействие школы с родителями, одним из элементов которого является родительское просвещение, имеет давние традиции. Президент Академии Минпросвещения России Исаак Калина вспоминает, что еще в 1970-х годах, когда он начинал работать учителем в Оренбургской области, в школах очень популярным был родительский всеобуч, в рамках которого занятия вели не учителя (они выполняли роль организаторов), а приглашенные специалисты – медики, психологи, юристы и т.д. Спрос со стороны родителей был очень высок – «билеты можно было продавать».

Дефицит компетенций

Новый виток интереса к родительскому просвещению пришелся на 2010-е годы. В 2013 году был создана общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей», которая занимается прежде всего родительским просвещением. Другие направления ее работы – родительское творчество (конкурсы, фестивали, семейные генеалогические исследования и проч.) и родительская экспертиза, в т. ч. участие родителей в управлении образованием.

-2

Ассоциация имеет отделения в каждом регионе России. Ее девиз – «Родительству стоит учить! Родительству стоит учиться!»

Один из руководителей ассоциации, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев, называет в числе вызовов времени, на которые организация стремится ответить, дефицит компетенций по работе с родителями, возникающий у педагогов; и все более активное включение родителей, ощущающих себя участниками образовательных отношений, в жизнь школы. Он считает, что спрос на целенаправленное родительство сейчас высок, что подтверждается и опросами общественного мнения, и опытом взаимодействия ассоциации с педагогическим сообществом.

По оценке Алексея Гусева, дефицит компетенций по работе с родителями ощущают педагоги самых разных уровней, начиная от выпускников вузов и заканчивая маститыми руководителями образовательных организаций. На это есть много причин, начиная с того, что тема работы с родителями в базовом педагогическом образовании представлена более чем скромно (и по количеству часов, и по значимости), и заканчивая высокой динамикой изменений в современном обществе. Меняются сами родители, сменяют друг друга поколения родителей, и для эффективной работы на современном уровне учителю не хватает представлений о технологиях взаимодействия с семьей, полученных за время учебы в вузе.

Чему учить?

«Тема организации родительского просвещения должна выйти на системный уровень в дополнительном профессиональном педагогическом образовании», – считает Алексей Гусев.

Национальная родительская ассоциация предложила Академии Минпросвещения России наладить сотрудничество по вопросам обучения педагогов. Алексей Гусев называет три базовых перспективных направления развития повышения квалификации: навигация по цифровым ресурсам для родителей – педагоги должны иметь в руках этот инструмент; технологии родительского роста, в том числе лучшие практики работы с родителями; и формирование культуры сотрудничества семьи и школы, в т.ч. готовности родителей обращаться за консультациями – ведь иногда они просто «боятся спросить».

По итогам опросов, проведенных Национальной родительской ассоциацией, в число самых востребованных родителями тем для консультаций входят оказание ребенку первой помощи и профориентация – они стабильно занимают первое или второе место. Психология детско-родительских отношений не столь востребована, хотя и входит в первую пятерку. На вопрос, проводится ли в вашей школе работа по развитию и укреплению диалога семьи и школы, почти 67% отвечают утвердительно, а 22% отрицательно. При этом ключевой формой участия в жизни школы для 63% опрошенных являются совместные детско-родительские мероприятия.

Самые востребованные родителями темы для консультаций:

  • Оказание ребенку первой помощи
  • Профориентация
  • Психология детско-родительских отношений

Национальная родительская ассоциация готова способствовать тому, чтобы работа с родителями стала самостоятельным направлением повышения квалификации педагогов, – делиться своим опытом, подключать к этой работе экспертов и свои региональные отделения.

Новый этап

В конце апреля 2022 года Павел Гусев и и.о. ректора Академии Минпросвещения России Павел Кузьмин подписали соглашение о сотрудничестве между Национальной родительской ассоциацией и Академией. Соглашение предусматривает совместную реализацию приоритетных направлений государственной политики в сфере вовлечения родителей (законных представителей) обучающихся в образование, развития родительского просвещения и содействия семейному воспитанию.

-3

Благодаря этому соглашению в Академии появятся новые курсы для педагогов, формирующие и развивающие их компетенции по взаимодействию с родителями.

Пилотный курс уже прошел в Академии в конце апреля. Около 100 слушателей из 32 регионов освоили очную программу «Управленческие аспекты реализации программы воспитания в общеобразовательной организации». В рамках курса, разработанного совместно с Национальной родительской ассоциацией, освещались различные аспекты взаимодействия с родителями и традиционные семейные ценности. Осенью стартует образовательная программа «Современные подходы для организации родительского просвещения и семейного воспитания», где будут рассмотрены такие вопросы, как организация родительского просвещения и педагогическая культура родителей, развитие этики семейных отношений и традиционных семейных ценностей и т.д. По мнению Исаака Калины, отношения с родителями являются самой сложной темой в образовании, методики преподавания физики и химии по сравнению с ней просты и понятны. Так что Академия Минпросвещения России вошла в свой, может быть, самый сложный проект за последние полвека.

Кузмин Павел Владимирович
Кузмин Павел Владимирович
«Надеюсь, что по нашему примеру коллеги в регионах также активизируют свою работу с родительскими ассоциациями. Нам предстоит следующий этап развития программ дополнительного профессионального образования, связанный с эффективной и полезной работой с родителями. На уровне образовательных организаций, через методические службы, через проведение очень серьезных мероприятий такая система будет развиваться»
И.о. ректора Академии Минпросвещения России
Павел Кузьмин

А что в регионах?

Как выяснилось в ходе семинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы», основная часть которого была посвящена родительскому просвещению, в программах повышения квалификации на местах уже сегодня уделяют немало внимания взаимодействию с родителями. Ректоры региональных институтов развития образования признают важность обучения педагогов приемам и методам работы с родителями.

По мнению ректора Магаданского областного института развития образования Виктории Васильевой, образовательный процесс в школе следует выстраивать с учетом инициативы и интереса семьи, а ресурсы семейных сообществ рассматривать как один из основных механизмов развития системы образования. В связи с этим одна из задач профессиональной подготовки педагога – формирование у него умения взаимодействовать не только с учащимися, но и с родителями.

В Институте развития образования Краснодарского края проводятся курсы для классных руководителей, посвященные взаимодействию с родителями в решении образовательных задач. Как рассказывает ректор этого института Татьяна Гайдук, на курсах слушатели примеряют на себя роль управленца, педагога и родителя, рассматривая разные ситуации, в том числе критические. Она также называет самые значимые для родителей темы, выявленные по результатам онлайн-анкетирования, в их числе эмоциональный компонент детско-родительских отношений, психологическая помощь подросткам в трудной жизненной ситуации, повышение конфликтологической компетенции родителей.

Марина Бывшева, директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства, работающего на базе Уральского государственного педагогического университета, рассказывает, что Центр участвует в проведении образовательных и просветительских мероприятий для родителей. В его программах для педагогов Свердловской области активно поднимается родительская тема, а для молодых педагогов проводятся экспертные сессии с участием родителей.

Директор школы № 4 города Магадана Наталья Заитова считает, что, если у руководителя есть управленческий запрос на сотрудничество с родителями, результат образовательного процесса будет положительным и позволит участникам образовательных отношений комфортно чувствовать себя в пространстве школы. «Какие бы формы и методы в работе с родителями мы ни использовали, важно, чтобы в основе сотрудничества школы и семьи лежала совместная деятельность», – заключает она.

«Решать проблемы ребенка»

Впрочем, стоит признать, что продуктивное взаимодействие с родителями удается наладить далеко не всегда и не везде, и причиной тому не только недостаточная компетентность самих родителей в вопросах воспитания детей. Многое здесь зависит и от учителя.

Ответственный секретарь Свердловского областного отделения Национальной родительской ассоциации, председатель Свердловского областного родительского комитета Людмила Золотницкая называет несколько типичных ошибок, которые учителя допускают в работе с родителями. Это негативная окраска общения: постоянный «разбор полетов», «запугивание»; назидательный и менторский тон; общение только для решения организационно-финансовых вопросов. Иногда учитель не принимает во внимание занятость родителей и не уважает их время, обсуждает вопросы без учета их интересов, не чувствует личных границ. Бывает и так, что, взаимодействуя с родителями, говорит только педагог, а родители в разговор не включены – диалог фактически отсутствует.

Так что педагогам действительно есть над чем работать. «Если вовремя заметить неравнодушного родителя, не отмахнуться от него, а помочь ему, вдохновить, научить, замотивировать, результат может удивить и порадовать», – считает Людмила Золотницкая.

Наряду с необходимостью просвещения родителей Исаак Калина отмечает, что настало время очень серьезно думать о просвещении учителей в вопросах взаимодействия с родителями. «Мы, учителя, должны научиться не решать наши проблемы, когда встречаемся с родителями, и не учить родителей решать их проблемы, а вместе научиться решать проблемы ребенка, который очень зависит и от школы, и от семьи», – заключает президент Академии.

Видеоверсия вебинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» от 26.04.2022
Видеоверсия вебинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» от 26.04.2022

Мероприятия и ресурсы для родителей

Первая Всероссийская неделя родительской компетентности

В течение недели, с 16 по 22 мая, родители смогли принять участие в серии онлайн-вебинаров, лекций и мастер-классов, которые провели эксперты 105 организаций-участников, специализирующихся на оказании услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родительскому сообществу в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование».

Ключевыми темами Всероссийской недели родительской компетентности стали: воспитание, обучение, социализация детей и подростков, возможные трудности и кризисные ситуации, методы их профилактики и разрешения.

Родители и будущие родители, в том числе желающие принять на воспитание в свои семьи детей, смогли бесплатно получить психолого-педагогические и методические консультации ведущих экспертов.

Формирование Всероссийского родительского совета

Деятельность Совета будет направлена на продвижение общечеловеческих ценностей в семьях и противостояние информационным угрозам в рамках создания единой системы воспитания во всех образовательных организациях: в школах, колледжах и педагогических вузах. Система воспитания опирается на базовые ценности: любовь к Родине и семье, труд, милосердие.

Всероссийское открытое родительское собрание

Всероссийское открытое родительское собрание проводится в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». Организатор – Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. В эфире Всероссийского открытого родительского собрания на тему «Как планировать жизнь вокруг экрана» родителей познакомили с культурой использования гаджетов, научили распознавать игроманию у детей и выстраивать диалог с ребенком, когда он полностью погружен в виртуальный мир.

Трансляция Всероссийского открытого родительского собрания от 31 мая 2022г.
Трансляция Всероссийского открытого родительского собрания от 31 мая 2022г.
Грибов Денис Евгеньевич
Грибов Денис Евгеньевич
«Нынешняя ситуация показала острую необходимость в просветительской работе с родителями. Мы продолжаем работу в этом направлении: в настоящее время идет формирование Всероссийского родительского совета при Министерстве просвещения Российской Федерации. Работа с родителями – наш приоритет сегодня. Семья должна разделять те ценности, которые формирует система образования»
Заместитель Министра просвещения Российской Федерации
Денис Грибов