Ситуация на рынке труда, а также социальные процессы в России в грядущие десять лет могут развиваться по разным сценариям — в зависимости от ужесточения или ослабления санкций и тенденций в мировой экономике. Учёные из Института социальной политики НИУ ВШЭ собрали экспертные оценки того, как может в ближайшие годы измениться российский рынок труда, что произойдёт с доходами и зарплатами, какие социальные группы окажутся наиболее уязвимыми, а какие, напротив, смогут сохранять стабильность и, возможно, улучшат своё социально-экономическое положение. Авторы отмечают, что при любом раскладе может пострадать средний класс и вырасти неравенство.
Авторы исследования выделили четыре возможных макроэкономических сценария — от оптимистичного до самого пессимистичного. Каждый из них позволяет увидеть, как текущие события могут отразиться на разных группах россиян в краткосрочной и долгосрочной перспективах.
Сценарий 1: «Новая вовлечённость»
Реализация этого сценария возможна в ситуации одновременного ослабления санкций и роста мировой экономики. При таком сочетании Россия может вписаться в мировую экономику на новых условиях.
Можно надеяться, что многие отрасли, обеспечивающие базовые потребности экономики и населения, в рамках первого сценария будут переживать умеренный рост доли занятых по мере преодоления шоковых воздействий 2022 года. К числу таких отраслей относится строительство, промышленность, сельское хозяйство, туризм. Относительно благополучной, как отмечают авторы, может быть динамика занятости на транспорте, в логистике и торговле.
«Новая вовлечённость» предполагает дефицит высококвалифицированных кадров, который, по мнению экспертов, будет во многом связан с вызовами развития новых производств, в том числе в новых для России областях. А максимальные риски безработицы формируются для пенсионеров и предпенсионеров, у которых может не хватать современных компетенций. В группах риска также жители моногородов и традиционно — женщины с маленькими детьми.
Ожидаются и изменения профессионального состава среднего класса: в нём заметно увеличится группа IT-специалистов, а также работников силовых структур. «Скорее всего, ряды среднего класса — хотя и в меньшей степени — пополнят врачи, учителя и предприниматели», — пишут авторы.
При этом силовики и айтишники могут рассчитывать на зарплату значительно выше средней. Заработная плата у педагогов, по мнению экспертов, будет лишь немного превосходить среднюю, а у врачей — и вовсе не дойдёт до среднероссийского уровня.
«Таким образом, даже при наиболее благоприятном развитии событий можно ожидать ухудшение положения среднего класса и социально-психологического благополучия населения», — комментируют авторы.
Сценарий 2: «Не у дел»
Данный сценарий предполагает рост мировой экономики с одновременным усилением санкций в отношении России, которые приведут к её большей изоляции. В рамках этого сценария велики риски упрощения структуры экономики, снижения производительности труда, сокращения числа рабочих мест.
Наибольший рост уровня безработицы при таком сценарии ожидается в 2023-2025 году с последующим снижением показателя к 2030 году. При этом новой группой с относительно высокими рисками безработицы может стать молодёжь.
Средний класс в сценарии «Не у дел» переживает более существенное сокращение, чем в рамках «Новой вовлеченности». Профессиональный портрет среднего класса при этом изменится за счёт существенного приращения доли работников силовых структур и некоторого увеличения сегмента IT-специалистов и предпринимателей.
Ну а список ключевых социальных рисков, как отмечают авторы, дополняется новыми, связанными с неравенствами. Здесь как рост регионального неравенства, так и подъём ощущения несправедливости неравенства в обществе.
Сценарий 3: «Склад на пожаре»
Третий сценарий реализуется в ситуации ослабления санкций на фоне стагнации или спада в мировой экономике. Риски упрощения структуры экономики и снижения производительности труда в такой ситуации ниже, чем в сценарии «Не у дел», а риски сокращения рабочих мест и упрощения структуры труда остаются практически неизменными.
Ожидается снижение занятости в сферах общественного питания, гостиниц и туризма, а также — несмотря на ослабление санкций — финансов и страхования. «Потенциал к росту — прежде всего умеренному — сохраняется в сфере информационных технологий, транспорта и логистики», — говорится в докладе.
Есть средние риски формирования очагов длительной безработицы. Молодёжь в условиях ослабления санкционного давления уходит из групп риска.
Возможные показатели уровня бедности и сокращения численности среднего класса также схожи со вторым сценарием. При этом прогнозируется уменьшение доли предпринимателей, учителей и врачей. Также существует немалый риск того, что заработная плата учителей окажется ниже средней по экономике.
В качестве дополнительного риска в сценарии «Не у дел» добавляется рост хронической бедности. Иными словами, доли тех, кто находится в бедности длительное время.
Сценарий 4: «Турбулентное потерянное десятилетие»
Это наиболее пессимистичный сценарий, который предполагает усиление санкционного давления в сочетании с глобальным кризисом и стагнацией мировой экономики. В этом случае риск упрощения структуры экономики оценивается как наиболее высокий.
Сокращение занятости охватит более широкий круг отраслей экономики. Серьёзно могут пострадать промышленность, финансы и страхование, умеренно или незначительно — общественное питание, гостиничный сектор, туризм, торговля. Умеренный рост при этом, как говорится в докладе, может наблюдаться только в секторе сельского хозяйства и информационных технологий.
В рамках четвёртого сценария очень вероятно возникновение дефицита высококвалифицированных кадров в экономике, в том числе за счёт их более интенсивной потери.
Уровень безработицы к 2030 году может составить 6,8%, риски безработицы при самом пессимистичном сценарии могут проявиться в отношении широкого набора групп населения. При этом, по мнению экспертов, может произойти существенный рост неформальной занятости и распространённости «серых» зарплат.
«Четвёртый сценарий, по сравнению с остальными, чреват самыми негативными последствиями для среднего класса в виде существенного сокращения его представительства в составе российского населения», — говорится в докладе. В рамках такого сценария предполагается, что в 2030 году средним классом в России будут только 10-15% населения.
Сценарий «Турбулентное потерянное десятилетие» предполагает значительное увеличение силовиков в структуре среднего класса, в то время как перспектива расширения сегмента работников IT-индустрии уже почти не просматривается. Заработные платы врачей и учителей могут оказаться ниже среднего показателя.
К дополнительным рискам здесь добавляется возможность появления группы новых бедных. Это категории людей, которые раньше не характеризовались рисками бедности, но в новых условиях могут таковыми стать.
Медленно ухудшение, медленное восстановление
Учёные приходят к выводу, что основными пострадавшими, принимающими на себя главный экономический удар, вызванный санкционным давлением, станут представители среднедоходных слоёв населения. В число ключевых рисков не попадает ухудшение положения малоимущего населения — уровня доходов, качества и уровня его жизни.
Для всех сценариев, так или иначе, актуальна проблема неравенства. «С одной стороны, будет происходить усиление концентрации богатства и дальнейший отрыв “верхушки”, а с другой — сжатие неравенства снизу за счёт сближения положения средних (или бывших средних) слоёв с малоимущими при определённой стабильности глубины бедности», — комментируют авторы.
Есть также момент, отличающий процессы на рынке труда и в социальной сфере на фоне текущих событий от кризисов последних десятилетий, — медленное ухудшение показателей занятости и доходов. Но, как отмечают исследователи, с высокой вероятностью и восстановление, даже в самых благоприятных из рассмотренных сценариев, займет более длительный период времени.