Вестерн-направление искусства, характерное для США. Действие в вестернах в основном происходит во второй половине девятнадцатого века на Диком Западе — в будущих западных штатах США, а также в Западной Канаде и Северной Мексике. Может включать в себя различные жанры, например, комедию, боевик, детектив, триллер и даже фантастику. Впервые жанр вестернов появился в литературе, затем перекочевал в кинематограф.
Хоть первые фильмы в жанре вестерн были сняты в США, популярность этого жанра оказалось настолько велика, что фильмы снятые в этом жанре стали появляться и в других странах, например в во Франции, Германии, Италии. Фильмы в жанре вестернов снимали даже в Советском Союзе. Про советские вестерны как ни будь в другой раз, сегодня поговорим о спагетти-вестернах, которые были сняты в Италии, а точнее так сказать о родоначальнике этого жанра .
Наиболее знаменитым режиссёром спагетти-вестернов и одновременно создателем этого поджанра считается режиссер Серджио Леоне. Первым фильмом этого поджанра считается его картина 1964 года «За пригоршню долларов». Фильм открыл эпоху популярности «спагетти-вестернов» и определил многие их характерные, а в некоторых случаях и обязательные черты.
Авторы новых итальянских вестернов черпали вдохновение из японских фильмов о самураях, в особенности картин великого Акиры Куросавы.. Например первый фильм Серджио Леоне снятый в жанре спагетти-вестерна «За пригоршню долларов» во многом копирует сюжет фильма «Телохранитель», вышедшего несколькими годами ранее.
Да, вскоре после выхода фильма в азиатских странах его авторы были обвинены в плагиате, но это как говорится мелочи, потому что фильм пользовался большим коммерческим успехом, а исполнитель роли стрелка Клинт Иствуд стал мировой звездой. Музыку для всех фильмов трилогии была написана композитором Эннио Мориконе. Ну а теперь вкратце пробежимся по сюжету первой картины, которая стала началом "долларовой трилогии" Серджио Леоне
Картина "За пригоршню долларов" начинается с того, что в небольшой пограничный городок Сан-Мигель приезжает одинокий стрелок по имени Джо. Людей на улицах города не видно, первым кого Джо на улице городка встречает Джо, оказывается- на лошадь мертвец, к спине которого приколота издевательская записка, на которой написано "Прощай друг".
Дальше Джо сталкивается с тремя бандитами, которые начинают стрелять по ногам его лошади, из-за чего она понесла и Джо пришлось с неё спрыгивать.
От хозяина салуна Джо узнает, что в городке хозяйничают две противоборствующие банды, которые занимаются контрабандой оружия и спиртного. Одной бандой руководят братья Рохо, самым отмороженным из трех братьев а так же и самым опасным является Рамон.
Второй бандой управляет семейство Бакстеров, состоящее из жены, мужа и их взрослого сына, при этом господствующее положение занимает женщина. Узнав такой расклад сил в городе, стрелок Джо решает на какое-то время остаться и немного подзаработать. Первым делом он провоцирует людей из банды Бакстеров, требуя от них извинения за то что они напугали его лошадь.
Бандиты извинятся не захотели, тогда Джо пристрелил четверых. Доказав тем самым свою ценность как отличного стрелка, Джон нанимается на службу к братьям Рохо. Да у Рамона Рохо есть наложница по имени Марисоль, которую бандит отнял по надуманному предлогу нечестной игры в карты у её мужа и держит рядом с собой против её воли.
Однажды через город проезжает отряд мексиканской кавалерии, охраняющий ценный груз в карете. Джо вместе с хозяином салуна решают за кавалеристами проследить, так они становятся свидетелем того, как бандиты под предводительством Рамона, переодетые в форму американский солдат, убивает мексиканцев ради груза золота.
Да мексиканцы хотели у американцев купить за золото оружие. Но бандиты убили американских солдат, захватили груз с оружием и под видом американских солдат, приехали на место встречи. Для того что бы замести следы, Рамон устраивает инсценировку того, что американцы с мексиканцами не договорились и поэтому они друг друга перебили
Ночью, Джо вместе с хозяином салуна, забирает с поля бойни, два трупа мексиканских солдат, в гробах отвозят их на кладбище и усаживают трупы около могилы. Затем стрелок пробирается в дом к Бакстерам и сообщает им за вознаграждение, что двое раненых солдат из разграбленного братьями Рохо обоза остались в живых и могут дать показания против Рохо.
Пока Бакстеры со своими людьми отправляются на кладбище, Джо идет к братьям Рохо и так же за вознаграждение сообщает им информацию, что на кладбище укрылись два выживших в бойне мексиканца, за которыми отправились Бакстеры. Банда Рохо в полном составе так же отправляется на кладбище, где в ходе завязавшейся перестрелки между двумя противоборствующими группировками, в плен к банде Рохо попадает сын Бакстеров.
Ну а пока две группировки выясняли на кладбище отношение, Джо проникает в дом братьев Рохо и пытается найти груз с золотом. В одном бочонке Джо находит мешочки с золотом, но тут внезапно появляется Марисоль, которую Джо случайно бьет по голове и она теряет сознание.
Джо относит женщину в дом к Бакстеров, где за неё получает вознаграждение, так как Бакстеры могут теперь обменять её на своего сына. После совершения обмена, Рамон помещает Марисоль в отдельном доме за пределами города, под надежной так сказать охраной.
После обильного возлияния в доме братьев Рохо, Джо прикидывается пьяным, тайком сбегает из комнаты и отправляется туда где держат Марисоль.
В ходе завязавшейся перестрелки, Джо убивает всех охранников, устраивает в доме погром, после чего даёт деньги Марисоль, чтобы она могла убежать с мужем и сыном из города. После того как семейство покидает город, Джо возвращается в дом братьев Рохо и попадает прямо в руки Рамона.
Пытаясь выяснить где находится Марисоль, бандиты жестоко избивает главного героя. Но при этом, обессиленный Джо умудряется избавится от двух бандитов, скатив на них здоровенную бочку и сбежать из дома братьев Рохо. Пока бандиты в поисках главного героя, рыщут по всему городу, Джо находит убежища у гробовщика, которого просит вывести его отсюда.
Думая что Джо мог найти убежище у Бакстеров, банда Рохо поджигают их резиденцию и жестоко убивают всех кто выбегает из огня. Таким образом, в городе на одну банду становится меньше. Через некоторое время Джо, которому удалось скрыться, поправляется достаточно, чтобы снова взять в руки револьвер.
Зная, что Рамон весьма опасный противник, главный герой выпиливает из стального бака плиту, которая должна защитить его от выстрелов, направленных в грудь. Ситуация осложняется, когда брать Рохо захватывают хозяина салуна, который носил главному герою еду. О том что братья Рохо пытают хозяина салуна, Джо сообщает гробовщик.
Стрелок отправляется на выручку к другу. Джо взорвав украденные гробовщиком динамитные шашки, появляется перед бандитами на площади, как бы материализовавшись из куба дыма. Рамон раз за разом стреляет из карабина ему в грудь, пока у него не заканчивается патроны.
После этого Джо несколькими выстрелами убивает всех братьев и помощников Рамона и устраивает с ним честную дуэль, в которой Рамон погибает. Освободив хозяина салуна Джо прощается и покидает город.
И этот фильм ставший родоначальником поджанра спагетти-вестернов, был популярным в том числе и в США. По словам американского писателя Стивена Кинга, именно образ главного героя сыгранного Клинтом Иствудом стал прообразом Стрелка из его цикла романов "Темная башня". Хотя в экранизации романа, Стрелка сыграл афроамериканец Идрис Эльба, ну наверное в угоду современной повесточке.
Фильм Леоне многократно цитировался в других произведениях. Наиболее примечательно его использование в сюжете трилогии «Назад в будущее» — во втором фильме на телеэкране показывается эпизод финальной дуэли, а в третьем персонаж Марти Макфлай, называющий себя в этот момент Клинтом Иствудом, почти дословно, хотя и в комическом ключе, воспроизводит сцену дуэли, используя вместо стальной плиты печную заслонку.
Последствии у этой картины появился ремейк, снятый режиссером Уолтером Хиллом, под названием "Герой-одиночка", главную роль исполнил Брюс Уиллис. Действие картины было перенесено во времена Сухого закона. Бродяга и наёмник Джон Смит по пути к мексиканской границе оказывается в маленьком техасском городке, где обосновались две банды бутлегеров — ирландца Дойла и итальянца Строцци, ведущие между собой бесконечные кровавые разборки. Ну а дальше происходит почти тоже самое что и в фильме Леоне, только с большим размахом.