Приветствую всех любителей историй, фольклора, авторов различной тематики и просто заглянувший на огонек!
Недавно в переписке с одним из подписчиков похвасталась своим собственным литературным журналом «Нива» номер 6 выпуска 1901, весьма ветхое печатное издание с учетом своего весьма почтенного возраста, но от этого не менее прекрасное.
Для сведения широких кругов общественности, «Нива» был крупневшим по меркам своего времени еженедельным популярным журналом с приложениями, издававшимся практически полвека (48 лет): c 18 (30) декабря 1869 года по 28 сентября 1918 года в издательстве А. Ф. Маркса в Санкт-Петербурге. Печатное издание позиционировало себя для семейного чтения и был ориентирован на широкий круг читателей. Не зря его подзаголовок звучал как «Журнал литературы, политики и современной жизни».
В «Ниве» публиковались литературные произведения, исторические, научно-популярные очерки, репродукции и гравюры картин современных художников. Материалы политического и общественного содержания также сопровождались многочисленными иллюстрациями. Среди известных литераторов, печатавшихся в журнале, были А. К. Толстой, Ф. И. Тютчев, Л. Н. Толстой, А. А. Фет, А. П. Чехов, Максим Горький, Корней Чуковский, Анна Ахматова, Иван Бунин и многие другие. Благодаря «Ниве» сочинения многих современных авторов добрались до самых отдаленных областей России.
В свете этих событий более придирчиво рассмотрела свое издание, а вернее литературное приложение к журналу «Нива», подаренное мне одним очень хорошим человеком более года назад.
Как следует из названия , в журнале были размещены литературные произведения авторов начала прошлого века. Открывает издание окончание рассказа крупного русского прозаика и драматурга И.А.Салова (1834-1992гг.) (о котором, к слову говоря, я раньше не слышала) «Хуторяне», по объему больше подходящее на полноценную повесть (только в моем журнале повествование занимает аж 193 страницы).
Так же среди публикаций были представлены стихотворения Мих. Гербановского, Елизаветы Дитерихс (автора текста к замечательному романсу Б. Борисова «Снился мне сад»), Аполлнона Коринфского (певца вечной красоты и романтика, одного из ярких поэтов Серебряного века, имеющего столь странное имя и фамилия которые являлись вовсе не псевдонимом, а вполне обыденным для выходцев из провинциальных небогатых дворянских семей, в случае Коринфского из Симбирска).
Так же журнал опубликовал отрывок, а точнее продолжение романа «Декаденты» Жана Рамо, который став знаменитым лишь в зрелые годы, был известнейшим композитором и писателем первой половины 18 века во Франции.
Особнячком в номере стоял очерк с рисунками заслуженного профессора зоологии Харьковского университета А.Ф.Брандта с говорящим названием «Сем человек отличается от животного», читать который спустя 125 лет, наполненных ошеломительным прогрессом и научными открытиями, весьма забавно.
Как и любой литературный журнал, «Нива» не обошелся без критических очерков. Критика Ростислава Ивановича Сементковского - писателя, публициста и переводчика - направлена в сторону женского образования начала прошлого века. Критический очерк писателя нацелен на содержание учебного пособия «Сборник на помощь учащимся женщинам», составленного из произведений писательниц и художниц, средства от продажи которого планировались к перечислению на удовлетворение нужд общежития при московском обществе помощи учащимся женщинам.
На последних страницах журнала в разделе «Библиография» представлен перечень присланных в редакцию литературных произведений с кратким из обзором, ноты к Интермеццо Л.Рона и развлекательный раздел, состоящий из задачек по шахматам, шашек, игр и кроссвордов.
Среди анононсированнвх на первых страницах журнала авторов значится Ант. Чехов, который на тот момент времени опубликовал свои сочинения под общим наименованием «Рассказы» в 4х томах в том же издательстве, а так же драму в 4х действиях «Три сестры».
На все книги указана цена: на сборник сочинений - 1₽ 50к., с пересылкой на 25 к. дороже, в перепоете 2₽ и 2₽ 30к соответственно; «Три сестры» идут с пересылом по 75 к.
Читать журнал, пестрящий етями, ерами, восьмеричными «и» достаточно сложно, так же стиль и слог изложения отличается от привычного нашему времени. Однако мне было весьма интересно погрузится в эпоху Толстого и Чехова и узнать, что же волновало тогда просвещенные слои широкого общества.
Изучая досконально содержание «Нивы», я открыла для себя новых авторов, с чьими фамилиями до сих пор была не знакома и чьи имена сейчас незаслуженно забыты.
Подводя итоги, хочется сказать несколько слов о тех незабываемых чувствах, которые посещают меня, когда в руках держу старинные печатные издания. Это и трепет, и восторг от хрупкости сшитых бумажных листов, избежавших небытия спустя столетие и больше, а самое главное, всегда интересует вопрос, о чем думали и кем были те люди, кто до меня держал печатное издание в своих руках.
Засим раскланялась и убегаю на поиски новых историй.
Всегда ваша Морозова ❤️
Мои проекты:
Основной канал в Дзене
https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link
Ярус. Надежда Морозова.
Паблико Отмороженные истории | Паблико
Моя группа В Контакте