Как известно, Варшава долгие годы вела дипломатическую битву с другими саттелитами Вашингтона за размещение на своей территории американских войск. Руководство же США, методично накачивало все соревнующиеся стороны оружием и техникой, размещало на их территории американских солдат, но только на ротационной основе.
Весь этот «кастинг» сопровождался постоянной риторикой из-за океана о недостаточном желании вассалов вкладываться в свою оборону.
Иными словами, Вашингтон просто хотел выжать все соки из своих подчиненных, перед тем как пойти на размещение своего контингента уже не по принципу ротации, а на постоянной основе.
И вот на этой неделе, наконец-то, свершилось долгожданное чудо – в этот вторник, 21 марта, польский министр обороны Блащак гордо заявил о том, что в Польше начал действовать первый постоянный гарнизон армии США.
«С сегодняшнего дня начинает действовать гарнизон в Познани», — сообщил он в ходе церемонии в Лагере Костюшко в Познани. По словам польского министра, Варшава долго добивалась постоянного присутствия Вооруженных сил США в республике.
Новый гарнизон войск США стал восьмым постоянным гарнизоном армии Соединенных Штатов в Европе и первым постоянным гарнизоном в Польше, уточняет польское Минобороны. Подразделение займется инфраструктурной поддержкой американских солдат, дислоцированных в Польше. Также гарнизон будет управлять передовыми форпостами американских войск в республике.
Так, пройдя долгий путь унижения и попрошайничества, который начался в далеком 2009 году с подписания Соглашения о статусе сил (Status of Force Agreement, SOFA), Варшава таки получила желаемое.
И тут возникает логичный вопрос, для чего все это нужно Варшаве.
Если говорить простым языком: Польша хочет стать главным проводником американского политического вектора в Европе, при том не только в восточной – во всей. Это добавит Варшаве политического веса на международной арене и, в то же время, откроет доступ к американским инвестициям в небывалых масштабах. Кооперация же с американским военно-промышленным комплексом, позволит Польше малой кровью модернизировать в кротчайшие сроки свои вооруженные силы.
Именно эти цели преследовала официальная Варшава последнее десятилетие, поставив свое государство на рельсы беспрецедентной милитаризации, при этом открещиваясь от всяких агрессивных планов в отношении России и Беларуси (интересно, против кого они тогда собирались воевать).
Привело же все это к тому, что сейчас более 10 военных объектов американской и НАТОвской принадлежности расположены на территории Польши. Вместе с тем, около 10 тысяч американских солдат уже находятся в польской республике.
Среди примечательных моментов польского милитаризационного пути, можно отметить и тот факт, что страна, вкладывает колоссальные суммы денег (в ущерб социальной сфере) в подготовку к войне. Эта цифра в 2023 году превышает расходы других членов НАТО в два раза и составляет 4% от ВВП.
Безграничное стремление Польши к миру сопровождалось и еще одним открытым и миролюбивым шагом – в прошлом марте Дуда объявил об увеличении польского войска в два раза (до 300 тысяч с учетом территориальной обороны).
Весьма закономерным в этом контексте видится вопросом обоснования подобной политики польским гражданам. И здесь на помощь официальной Варшаве пришел старый добрый метод – «российская агрессия». Доступ же к американскому финансированию в особо крупных размерах стоит статуса «первоначальной мишени» в случае военного конфликта НАТО с восточным соседом.
Вместе с тем, усиление собственной армии дает Варшаве возможность самостоятельно проводить ограниченные военные операции без санкции НАТО. Более вероятным сценарием, естественно, видится ввод миротворческого польского контингента на территорию Украины, с целью мягкой оккупации части ее западных территорий.
Для Варшавы этот регион – так называемые «Восточные крессы», которые некогда находились под польской властью (которая исторически принадлежала Польше). Политическая же поддержка США поможет все это правильно подать международному сообществу.
По все видимости, этот план исторического восстановления родился в умах польского руководства еще задолго украинского конфликта, а СВО, проводимое РФ, дало прекрасную возможность Варшаве подать все под соусом миротворчества.
В конечном итоге, возвращаясь к военному присутствию США в Польше, можно говорить о том, что поляки выиграли ветвь первенства среди всех американских вассалов в Европе. Польше – роль первой жены и военно-политическая поддержка из Вашингтона в неограниченном размере. А США получает верного вассала, готового перехватить лидерство во всем Евросоюзе у раздираемых кризисом и внутренними противоречиями Германии и Франции.