Проблема раннего алкоголизма уже давно волнует многих врачей, учителей, родителей, психологов. К сожалению, разного рода зависимостями от химических веществ, страдают не только взрослые, но и дети. Особенности воздействий этих веществ на неокрепший организм хорошо изучено медиками. Например, по данным П. И. Сидорова, у подростков 14—18 лет признаки алкоголизма как болезни могут появиться даже в течение 5—6 месяцев регулярного пьянства, тогда как у взрослых этот срок обычно 5—7 лет.
Советский психолог Б.С. Братусь занимался изучением психологических причин алкоголизма как у взрослых людей, так и у подростков, как одной из форм аномального развития личности. Он выделил некоторые психологические особенности раннего алкоголизма.
Во-первых, само поведение при употреблении и после опьянения у подростков отличается от поведения взрослых людей. Если у взрослых оно, если можно так выразиться, находится в определенных рамках, установленных самим человеком. Кто-то становится раскованным, кто-то агрессивным не потому что так на него воздействует алкоголь, а потому что сам человек считает, что так на него должен действовать алкоголь.
Подростки же скорее подражают поведению, которое как они считают должно соответствовать опьянению. И выбирают они для подражания порой самые крайние формы. Например, могут демонстрировать «симптом потери контроля за количеством выпитого», полное игнорирование меры, тогда как на деле это будет не подлинным симптомом болезни, а лишь следованием принятой в компании норме пить «до отключки», «пока не упадешь» и т. п. Или подросток начинает наутро регулярно опохмеляться не потому, что испытывает такую необходимость, а потому, что так «принято», так делают «все». Тем самым складывается «алкогольная личность до болезни».
Другая особенность заключается в смысловой стороне вопроса. Если у взрослых в состоянии опьянения легко решаются разные жизненные проблемы, реализуются желания и наклонности, то есть разворачивается иллюзорно - компенсаторная деятельность. То в подростковом возрасте алкоголизм – средство реализации потребностей подросткового возраста. Причем, это не совсем потребности, а так называемые потребностные состояния (неосознаваемые потребности), которые при нормальных условиях должны найти предмет своего удовлетворения в обществе, где подросток развивается.
В качестве ведущих для подросткового возраста обычно указывают потребность в общении со сверстниками, потребность в общественно значимой деятельности, потребность познать самого себя как личность, почувствовать себя взрослым, стремление к самоутверждению и самовыражению. Сознание в этом возрасте поглощено выработкой самостоятельных суждений об окружающем, своих принципов, своей позиции. Этим особенностям и должны соответствовать те новые предметы, которые будут выбраны в качестве мотивов деятельности.
Причем не сам алкоголь становится средством реализации подростковых желаний, а компания, группа, в которой уже, т. е. вторично, обязательным элементом общения, времяпрепровождения является выпивка. Эта компания, группа, которую в литературе называют по-разному — «уличной», «дворовой», «асоциальной» и т. п.,— может быть однородной по возрасту или, что чаще, разнородной, с двумя-тремя старшими заводилами
Как же так вышло, что некоторым подросткам не удалось реализоваться в школе, семье, и они обратились к уличной компании? Здесь мы плавно переходим к тем категориям лиц, которые входят в группу риска ранней алкоголизации.
Б.С. Братусь отмечает, что согласно статистике часть этой группы составляют подростки из неблагополучных семей, где сама обстановка толкает ребенка на скользкий путь. Всем известно какую роль в становлении личности играет семья. Пьяный быт, наглядное восприятие алкогольных обычаев оказывает пагубное влияние на формирующуюся личность. Порой неблагополучное влияние семьи отнюдь не ограничивается привитием алкогольных установок. В порядке вещей в них присутствуют ссоры, конфликты, драки между родителями, применение тяжелых физических наказаний. В исследовании Е. Н. Голубевой, проведенном под руководством Б.С. Братуся, было показано, что уже в раннем детстве и младшем школьном возрасте на операциональном уровне воспринимаются и усваиваются детьми разнообразные асоциальные формы поведения, например «выяснение отношений» как обязательная драка.
Другую часть группы риска составляют лица с умственными отклонениями. Это лица с интеллектуальной недостаточностью легкой и средний степени тяжести. Данные степени нарушений позволяют этим детям жить в социуме. Но в силу психических особенностей, а именно общего снижения интеллектуального уровня, сугубо конкретно-ситуационной структурой мышления они неизбежно испытывают трудности в обучении и легко попадают под неблагоприятное влияние.
Еще в группу риска, по мнению Б.С. Братуся входят дети с повышенной утомляемостью. Психологическое исследование обычно не обнаруживает у них явного снижения уровня обобщения или грубых нарушений памяти, могущих серьезно препятствовать успешной учебе. Их основные отличия от нормы обычно сводятся к тому, что они более утомляемы, более нетерпеливы, возбудимы и раздражительны, не способны к длительному сосредоточению внимания, к длительным психическим нагрузкам. Такие дети со временем становится все более невнимательными, легко отвлекаются, что вызывает осуждение и раздражение учителей, насмешки и порицания сверстников, у которых формируется определенное к ним отношение. Таким детям не под силу справиться и дома без организующей помощи взрослого. В итоге получается, что им трудно учиться, что уже к младшему подростковому возрасту у них появляются трудности поведения, они могут становиться нарушителями спокойствия в классе, больше, чем другие, тянутся к уличным компаниям, имеют склонность рано приобщаться к алкоголю.
Также в группу риска входят лица, которые имеют наклонности, созвучные с алкогольными установками. Какие это установки? Болезненная привязанность к алкоголю (как, впрочем, и любому другому наркотику) формирует установку на немедленное удовлетворение потребностей при малых затратах усилий, импульсивные способы действия, неумение опосредствовать свое поведение, избегание ответственности за совершаемые поступки, игнорирование необходимости отделить возможное от желаемого и т. п.
Б. С. Братусь отмечает, что определенные зачатки этих черт могут быть присущи любому непьющему человеку, и в таком случае вовлечение в алкогольное действо усиливает их, вытаскивает наружу. «Подобно тому как в организме присутствуют вирусы едва ли не всех болезней, так и в организации психики могут быть зачатки склонности к иллюзорно-компенсаторным действиям, степень выраженности которых составляет, если угодно, степень латентного психологического риска, психологической предрасположенности к возникновению в случае знакомства с наркотиком, тяги к нему». Именно по этой причине некоторые подростки из благополучных семей выходят на ту же дорожку, что и дети из неблагополучных семей.
Несмотря на разные условия развития указанных лиц, всех их объединяет то, что к подростковому возрасту они подходят неподготовленными. То есть они не получили те психологические новообразования, которые должны быть сформированы в младшем школьном возрасте. Известно, что для каждого возрастного периода существуют свои новообразования. Для младшего школьного – это начало формирование самооценки, логическое мышление, управление своим поведением, самостоятельное решение познавательных задач, самоконтроль. Баз данного набора психических новообразований переход к следующему, подростковому, периоду проблематичен.
Наблюдения показывают, что именно с подросткового возраста рассматриваемый контингент детей начинает злоупотреблять алкоголем. Но почему из широкого спектра предметов, отвечающих потребностному состоянию подростка (часто неосознанным желаниям личностного общения, самоутверждения, взрослости и т. п.), выбирается именно этот?
Главным здесь является то, что в «уличной» микросреде подросток находит группу себе подобных. Именно в этих группах, и, к сожалению, ни в каком другом месте, они находят реальное поле самоутверждения, могут обрести наконец высокий статус, проникнуться самоуважением, чего они не в состоянии были сделать ни в школе, ни в своей семье, ни в какой-либо социально приемлемой внешкольной деятельности. Группа, особенно сначала, кажется новичку полной демократизма, теплоты, лишь позднее обнаруживаются ее жесткость, иерархия, обязательное подчинение лидерам, корпоративность и т. п. Употребление же алкоголя занимает здесь особое положение. Именно групповая выпивка нередко играет роль психологического рубежа, своеобразного посвящения в члены группы.
Затем включается психологический механизм развития, при котором, как известно, человеком сначала управляют другие, а затем он принимает эти средства и применяет их по отношению к другим и к себе. В подростковом возрасте такой властью над человеком имеет окружение сверстников. Если в школе в классе подросток не находит своего места, он будет искать его на улице.
Вот подросток попал в общество, где его приняли как родного. Однозначно он признает все его правила и обычаи без оценки и критики. Это общество полностью овладевает поведением подростка. Теперь он учится всему только здесь у новых друзей. Сначала освоению подлежат внешние атрибуты, навыки, операции и действия, в том числе алкогольное поведение. Далее присваиваются и лежащие за ними смысловые отношения, переходящие в смысловые установки.
С этого момента внутренние психологические пути развития смысловой сферы благополучного и неблагополучного подростков начинают резко расходиться. В первом случае по выходе из подросткового кризиса следует ориентация на профессиональные интересы, осваивается качественно новая ступень, уровень отношения к другим людям, миру вообще. Происходит подготовка к переходу в юношеский возраст, который характеризуется снижением значимости группы, подъемом интереса и субъективной смысловой значимости отношений «я и мир».
Всего этого при раннем алкоголизме не происходит. Компания замыкает, и дальнейшее развитие подростка идет не к обществу, а к объединению «против других», не соединяющейся, а, напротив, все более разъединяющейся, разобщающейся с «большим миром». В результате возникающие в рамках этой ориентации происходит отдаление от общечеловеческих ценностей. Мир делится на «мы» (узкий круг людей) и «чужие» (весь остальной мир).
Когда проходит влияние группы (к 16 года), и тогда зависимый человек не обращается к миру, потому что личность не развивалась, новые мотивы не возникли, зато сформировались алкогольные установки. Теперь все сознание человека обращено только на себя и на удовлетворение своей главной потребности. Группа, своя компания как таковая остается, но она перестает быть смысловым центром, целью, становясь все более лишь средством для удовлетворения возрастающей потребности
Кроме этого, необходимо учитывать, что алкоголь является опаснейшим ядом для детского организма, его нервной системы, головного мозга, ведущим к явлениям абстинентного синдрома и токсической энцефалопатии.
На основе отмеченных выше особенностей раннего алкоголизма Б.С. Братусь с командой ученых разработали основные направления работы по борьбе и профилактике данного явления. О них мы поговорим в следующих статьях.
Возможно, вам будет интересна статья «Отечественная психология об аномальном развитии личности».
Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни.