Найти в Дзене

Отечественная психология о специфике раннего алкоголизма

Проблема раннего алкоголизма уже давно волнует многих врачей, учителей, родителей, психологов. К сожалению, разного рода зависимостями от химических веществ, страдают не только взрослые, но и дети. Особенности воздействий этих веществ на неокрепший организм хорошо изучено медиками. Например, по данным П. И. Сидорова, у подростков 14—18 лет при­знаки алкоголизма как болезни могут появиться даже в течение 5—6 месяцев регулярного пьянства, тогда как у взрос­лых этот срок обычно 5—7 лет.

Советский психолог Б.С. Братусь занимался изучением психологических причин алкоголизма как у взрослых людей, так и у подростков, как одной из форм аномального развития личности. Он выделил некоторые психологические особенности раннего алкоголизма.

Во-первых, само поведение при употреблении и после опьянения у подростков отличается от поведения взрослых людей. Если у взрослых оно, если можно так выразиться, находится в определенных рамках, установленных самим человеком. Кто-то становится раскованным, кто-то агрессивным не потому что так на него воздействует алкоголь, а потому что сам человек считает, что так на него должен действовать алкоголь.

Подростки же скорее подражают поведению, которое как они считают должно соответствовать опьянению. И выбирают они для подражания порой самые крайние формы. Например, могут демонстрировать «симптом потери контроля за количеством выпитого», полное игнорирование меры, тогда как на деле это будет не подлинным симптомом болезни, а лишь следованием принятой в компании норме пить «до отключки», «пока не упадешь» и т. п. Или подросток начинает наутро регулярно опохмеляться не потому, что испытывает такую необходимость, а потому, что так «принято», так делают «все». Тем са­мым складывается «алкогольная личность до болезни».

Другая особенность заключается в смысловой стороне вопроса. Если у взрослых в состоянии опьянения легко решаются разные жизненные проблемы, реализуются желания и наклонности, то есть разворачивается иллюзорно - компенсаторная деятельность. То в подростковом возрасте алкоголизм – средство реализации потребностей подросткового возраста. Причем, это не совсем потребности, а так называемые потребностные состояния (неосознаваемые потребности), которые при нормальных условиях должны найти предмет своего удовлетворения в обществе, где подросток развивается.

В качестве ведущих для под­росткового возраста обычно указывают потребность в общении со сверстниками, потребность в обществен­но значимой деятельности, потребность познать самого себя как личность, почувствовать себя взрослым, стрем­ление к самоутверждению и самовыражению. Сознание в этом возрасте поглощено выработкой самостоятельных суждений об окружаю­щем, своих принципов, своей позиции. Этим особен­ностям и должны соответствовать те новые предметы, которые будут выбраны в качестве мотивов деятельно­сти.

Причем не сам алкоголь становится средством реализации подростковых желаний, а компания, группа, в которой уже, т. е. вторично, обязательным элементом общения, времяпрепровожде­ния является выпивка. Эта компания, группа, которую в литературе называют по-разному — «уличной», «дво­ровой», «асоциальной» и т. п.,— может быть однородной по возрасту или, что чаще, разнородной, с двумя-тремя старшими заводилами

Как же так вышло, что некоторым подросткам не удалось реализоваться в школе, семье, и они обратились к уличной компании? Здесь мы плавно переходим к тем категориям лиц, которые входят в группу риска ранней алкоголизации.

Б.С. Братусь отмечает, что согласно статистике часть этой группы составляют подростки из неблагополучных семей, где сама обстановка толкает ребенка на скользкий путь. Всем известно какую роль в становлении личности играет семья. Пьяный быт, наглядное восприятие алкогольных обычаев оказывает пагубное влияние на формирующуюся личность. Порой неблагополучное влияние семьи отнюдь не ограничивается привитием алкогольных установок. В порядке вещей в них присутствуют ссоры, кон­фликты, драки между родителями, применение тяжелых физических наказаний. В иссле­довании Е. Н. Голубевой, проведенном под руко­водством Б.С. Братуся, было показано, что уже в раннем детстве и младшем школьном возрасте на операциональном уровне воспринимаются и усваиваются детьми разнообразные асоциальные фор­мы поведения, например «выяснение отношений» как обязательная драка.

Другую часть группы риска составляют лица с умственными отклонениями. Это лица с интеллектуальной недостаточностью легкой и средний степени тяжести. Данные степени нарушений позволяют этим детям жить в социуме. Но в силу психических особенностей, а именно об­щего снижения интеллектуального уровня, сугубо кон­кретно-ситуационной структурой мышления они неизбежно испытывают трудности в обучении и легко попадают под неблагоприятное влияние.

Еще в группу риска, по мнению Б.С. Братуся входят дети с повышенной утомляемостью. Психологическое исследование обычно не обнаруживает у них явного снижения уровня обобщения или грубых нарушений памяти, могущих серьезно препятствовать успешной учебе. Их основные отличия от нормы обычно сводятся к тому, что они более утомляемы, более нетерпеливы, возбудимы и раздражительны, не способны к длительному сосредоточению внимания, к длительным психическим нагрузкам. Такие дети со временем становится все более невнимательными, легко отвлекаются, что вызывает осуждение и раздражение учителей, насмешки и порицания сверстников, у которых формируется определенное к ним отношение. Таким детям не под силу справиться и дома без организующей помощи взрослого. В итоге получается, что им трудно учиться, что уже к младшему подростковому возрасту у них появляются трудности поведения, они могут становиться нарушителями спокойствия в классе, больше, чем другие, тянутся к уличным компаниям, имеют склонность рано приобщаться к алкоголю.

Также в группу риска входят лица, которые имеют наклонности, созвучные с алкогольными установками. Какие это установки? Болезненная привязанность к алко­голю (как, впрочем, и любому другому наркотику) формирует установку на немедленное удовлетворение потребностей при малых затратах усилий, импульсив­ные способы действия, неумение опосредствовать свое поведение, избегание ответственности за совершаемые поступки, игнорирование необходимости отделить возможное от желаемого и т. п.

Б. С. Братусь отмечает, что определенные зачатки этих черт могут быть присущи любому непьющему человеку, и в таком слу­чае вовлечение в алкогольное действо усили­вает их, вытаскивает наружу. «Подобно тому как в организме присутствуют вирусы едва ли не всех болезней, так и в организации пси­хики могут быть зачатки склонности к иллюзорно-компенсаторным действиям, степень выраженности ко­торых составляет, если угодно, степень латентного пси­хологического риска, психологической предрасположен­ности к возникновению в случае знакомства с нарко­тиком, тяги к нему». Именно по этой причине некоторые подростки из благополучных семей выходят на ту же дорожку, что и дети из неблагополучных семей.

Несмотря на разные условия развития указанных лиц, всех их объединяет то, что к подростковому возрасту они подходят неподготовленными. То есть они не получили те психологические новообразования, которые должны быть сформированы в младшем школьном возрасте. Известно, что для каждого возрастного периода существуют свои новообразования. Для младшего школьного – это начало формирование самооценки, логическое мышление, управление своим поведением, самостоятельное решение познавательных задач, самоконтроль. Баз данного набора психических новообразований переход к следующему, подростковому, периоду проблематичен.

Наблюдения показывают, что именно с подростко­вого возраста рассматриваемый контингент детей начи­нает злоупотреблять алкоголем. Но почему из широкого спектра предметов, отвеча­ющих потребностному состоянию подростка (часто нео­сознанным желаниям личностного общения, самоутвер­ждения, взрослости и т. п.), выбирается именно этот?

Главным здесь является то, что в «уличной» микро­среде подросток находит группу себе подобных. Именно в этих группах, и, к сожалению, ни в каком другом месте, они находят реальное поле самоутверждения, могут обрести наконец высокий статус, проникнуться самоуважением, чего они не в состоянии были сделать ни в школе, ни в своей семье, ни в какой-либо социально приемлемой вне­школьной деятельности. Группа, особенно сначала, кажется новичку полной демократизма, теплоты, лишь позднее обнаруживаются ее жесткость, иерархия, обя­зательное подчинение лидерам, корпоративность и т. п. Употребление же алкоголя занимает здесь особое поло­жение. Именно групповая выпивка нередко играет роль психологического рубежа, своеобразного посвящения в члены группы.

Затем включается психологический механизм развития, при котором, как известно, человеком сначала управляют другие, а затем он принимает эти средства и применяет их по отношению к другим и к себе. В подростковом возрасте такой властью над человеком имеет окружение сверстников. Если в школе в классе подросток не находит своего места, он будет искать его на улице.

Вот подросток попал в общество, где его приняли как родного. Однозначно он признает все его правила и обычаи без оценки и критики. Это общество полностью овладевает поведением подростка. Теперь он учится всему только здесь у новых друзей. Сначала освоению подлежат внешние атрибуты, навыки, опера­ции и действия, в том числе алкогольное поведение. Далее присваиваются и лежащие за ними смысловые отношения, переходящие в смысловые установки.

С этого момента внутренние психологические пути раз­вития смысловой сферы благополучного и неблагопо­лучного подростков начинают резко расходиться. В пер­вом случае по выходе из подросткового кризиса следует ориентация на профессиональные интересы, осваивается качественно новая ступень, уровень отноше­ния к другим людям, миру вообще. Происходит подготовка к переходу в юношеский возраст, который характеризуется снижением значимости группы, подъемом интереса и субъективной смысловой значимости отношений «я и мир».

Всего этого при раннем алкоголизме не происходит. Компания замыкает, и дальнейшее разви­тие подростка идет не к обществу, а к объединению «против других», не соединяющейся, а, напротив, все более разъединяю­щейся, разобщающейся с «большим миром». В результате возникающие в рамках этой ориентации происходит отдаление от общечеловеческих ценностей. Мир делится на «мы» (узкий круг людей) и «чужие» (весь остальной мир).

Когда проходит влияние группы (к 16 года), и тогда зависимый человек не обращается к миру, потому что личность не развивалась, новые мотивы не возникли, зато сформировались алкогольные установки. Теперь все сознание человека обращено только на себя и на удовлетворение своей главной потребности. Группа, своя компания как таковая остается, но она перестает быть смысловым центром, целью, ста­новясь все более лишь средством для удовлетворения возрастающей потребности

Кроме этого, необходимо учитывать, что алкоголь является опаснейшим ядом для детского организма, его нервной системы, головного мозга, ведущим к явлениям абстинентного синдрома и токсической энцефалопатии.

На основе отмеченных выше особенностей раннего алкоголизма Б.С. Братусь с командой ученых разработали основные направления работы по борьбе и профилактике данного явления. О них мы поговорим в следующих статьях.

Возможно, вам будет интересна статья «Отечественная психология об аномальном развитии личности».

Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни.

Благодарю за внимание! Жду в подписке!