Анонсированная изданием Politico подготовка Пентагона и военно-промышленного концерна Raytheon к интеграции ракет воздушного боя большой дальности AIM-120 °C-5/7/D в системы управления вооружением украинских многоцелевых истребителей МиГ-29А и Су-27 традиционно осталась без внимания отечественных экспертных сообществ. В российских СМИ она была преподнесена как вполне рядовая опция расширяемых пакетов военно-технической поддержки ВСУ со стороны государств НАТО.
Советская техника в «заботливых руках» НАТО
Тем не менее речь идёт о крайне серьёзном грядущем тактико-техническом и оперативно-тактическом шаге противника, способном ещё больше усложнить выполнение боевых задач экипажам штурмовиков Су-25СМ3 ВКС России вдоль линии боевого соприкосновения в зоне СВО, а также создать серьёзную угрозу для многофункциональных бомбардировщиков Су-34/М и многоцелевых истребителей Су-30СМ/1, оснащённых лишь ракетами класса «воздух — воздух» Р-77-1. Чем это обусловлено?
Хорошо известно, что состоящие на вооружении ВСУ фронтовые истребители МиГ-29А и Су-27 оснащены устаревшими бортовыми РЛС Н019 «Рубин» и Н001 «Меч» соответственно. Данные радиолокационные комплексы способны обнаруживать российские Су-25СМ3, Су-30СМ1 и Су-34 (последние обладают ЭПР около 2,5 квадратных метров с полными узлами подвески благодаря использованию РПМ и сплюснутого сечения обтекателя РЛК в носовой части фюзеляжа) на удалении лишь 70 и 65 километров соответственно. На этом фоне бортовые ПФАР-радары Н011М «Барс-Р» истребителей Су-30СМ способны обнаруживать украинские МиГ-29А и Су-27 на удалении до 180 километров, а РЛК Ш-141 «Хищник» «видит» истребители-бомбардировщики Су-34 примерно за 120 километров.
Спасительная «дальнозоркость»
Следовательно, более высокоэнергетические, «дальнозоркие» и помехозащищённые радары российских машин обеспечивают в два и три раза большие дальности обнаружения и «захвата» украинских истребителей, а также дальность пуска ракет Р-77-1 порядка 110 километров. Тем не менее есть один важный тактико-технический нюанс.
Заключается он в том, что ракеты воздушного боя большой дальности AIM-120 °C-5, -C-7 и D (после соответствующей программно-аппаратной адаптации систем управления вооружением СУВ-29 и СУВ-27 истребителей МиГ-29А и Су-27 к их применению) могут быть запущены на максимальные дистанции эффективного применения невзирая на ограничения радаров Н019 «Рубин» и Н001 «Меч» в дальности обнаружения целей (70 и 110 километров соответственно).
В информационных полях систем управления вооружением западных многоцелевых истребителей данный режим получил название HOJ (Home On Jam — наведение на источник помех). Характерен он и для систем наведения отечественных ракет воздушного боя Р-77-1, «Изделие 180», а также Р-37М.
Данный режим предусматривает пеленгование бортовыми РЛС истребителей-носителей (в нашем случае «Рубин» и «Меч») пространственных координат источников излучения помех (работающих бортовых комплексов РЭБ «Хибины», «Сорбция», «Гималаи» и других, установленных на наших истребителях) без точного определения дальности, скорости и высоты полёта.
Далее спутники оптико-электронной или инфракрасной разведки ВВС США или НАТО в настоящем времени могут обнаруживать местоположение наших истребителей по инфракрасному излучению двигателей или силуэтов планеров. После сокращения дистанции между истребителями — носителями ракет AMRAAM и нашими Су-34 или Су-30СМ до 120 километров противник может применить модификацию AIM-120 °C-7; в случае с новейшей AIM-120D дистанция может быть увеличена до 150–160 километров.
Затем вышеуказанные пространственные координаты (азимут, угол места и угловая скорость) загружаются в инерциально-навигационные блоки ракет семейства AIM-120 °C-7/D посредством шины обмена данными стандарта MIL-STD-1760, после чего осуществляется пуск и траектория их полёта следует в предполагаемый сектор «захвата» активной радиолокационной ГСН. В случае воздушных боёв на Черноморским регионом целеуказание ракетам AIM-120 °C-7/D могут выдавать самолёты ДРЛОиУ системы AWACS E-3B/C/G.
Таким образом, даже без наличия современных «дальнозорких» БРЛС украинские МиГ-29А и Су-27, оснащённые УРВБ AIM-120 °C-7 (дальность 120 километров), обладают вполне соизмеримым паритетом с нашими Су-34 и Су-30СМ, располагающими ракетами Р-77-1 (дальность 110 километров). Если же Пентагон оснастит украинские машины ракетами AIM-120D с эффективной дальностью до 160 километров, то и вышеуказанный паритет может быть частично утерян.
Асимметричный ответ
К счастью, в данной ситуации ВКС России располагают достойным перечнем эффективных контрмер, способных купировать наблюдаемую угрозу. Речь идёт об интенсификации патрулирования воздушного пространства в зоне СВО дальними перехватчиками МиГ-31БМ, многоцелевыми истребителями Су-35С, а также усовершенствованными двухместными многофункциональными истребителями Су-30СМ2 и Су-57С. Все вышеперечисленные машины прошли программно-аппаратную адаптацию систем управления вооружением к применению сверхдальнобойных ракет воздушного боя Р-37М с эффективной дальностью действия по маневренным целям до 250 километров. Также они располагают радиолокационными комплексами «Ирбис-Э», «Заслон-АМ» (РП-31АМ) и «Белка», обладающими дальностью захвата целей типа «МиГ-29А» порядка 300–350 километров.
Подобные возможности позволяют целиком парировать потенциал новых украинских гибридных «звеньев» ПВО на базе истребителей МиГ-29А и Су-27 с ракетами воздушного боя семейства AMRAAM. Не менее эффективным станет и возобновление работ над проектом ракеты воздушного боя большой дальности с интегральным ракетно-прямоточным двигателем «Изделие-180ПД».
Евгений Даманцев, военный обозреватель. Специально для Ridus.ru.