Новый руководитель российского космического агентства отказался от комментариев, в которых говорилось, что Россия покинет Международную космическую станцию уже в 2024 году, но выразил сомнение в том, что Россия будет участвовать в работе станции до 2030 года.
Юрий Борисов вызвал тревогу среди других партнёров МКС 26 июля, когда он сказал Владимиру Путину, что Россия прекратит своё участие в работе станции после 2024 года. Эти комментарии прозвучали в тот момент, когда NASA и другие партнёры продолжали реализацию планов по продлению работы МКС до 2030 года.
В интервью телеканалу "Россия 24" от 29 июля, также опубликованном на сайте Роскосмоса, Борисов подчеркнул, что Россия покинет станцию через некоторое время после 2024 года, а не в самом 2024 году.
Мы заявили, что намерены сделать это не с 2024 года, а после 2024 года. Мы пока не предупреждали об этом, в этом нет необходимости. Мы просто сказали, что после 2024 года мы начинаем процесс выхода. Будет ли это в середине 2024 года или в 2025 году - все зависит, на самом деле, в том числе и от состояния работоспособности самой МКС". - сказал он
Он сказал, что Россия будет соблюдать межправительственное соглашение для партнёров МКС, которое требует, чтобы страны уведомили о своём выходе не менее чем за год. Процесс выхода может занять до двух лет.
Источники в отрасли сообщили, что представители Роскосмоса в частном порядке уведомили NASA, что Россия вряд ли выйдет из состава МКС до того, как начнутся запуски модулей для российской орбитальной станции обслуживания, новой национальной космической станции. Ожидается, что это произойдет не ранее 2028 года.
В интервью Борисов выразил скептицизм в отношении того, что Россия будет участвовать в работе станции до 2030 года. В частности, он выразил убеждение, что Россия скоро исчерпает все исследования, которые она хотела бы проводить на станции.
С научной точки зрения мы не видим никаких дополнительных дивидендов, растягивая этот процесс до 2030 года - сказал он об этих исследованиях.
Другой вопрос связан с обслуживанием станции. По его словам, российские инженеры были обеспокоены тем, что могут произойти "лавинообразные" отказы систем на стареющих модулях. В связи с этим "около двух лет назад мы начали всерьез задумываться о продолжении пилотируемой программы и создании отечественной орбитальной станции".
Он добавил, что экипажи МКС, включая экипажи американского сегмента, сейчас тратят время на обслуживание станции, которое начинает "превышать все разумные пределы" и тем самым отвлекает от исследовательской деятельности.
Представители NASA, напротив, подчеркивают, что на американском сегменте имеется достаточно времени для проведения исследований.
У нас достаточно времени для работы экипажа. Мы не рассматриваем время работы экипажа как ограничивающий фактор. - сказал Кирт Костелло, главный научный сотрудник программы МКС в NASA, во время брифинга в июне.
Другие представители NASA после предыдущих комментариев Борисова настаивали на том, что в ближайшее время не планируется никаких изменений в работе МКС, включая отсутствие официального уведомления от Роскосмоса о намерении выйти из партнёрства.
Мы придерживаемся курса. Мы работаем над тем, чтобы продлить работу Международной космической станции до 2030 года. У нее впереди еще много лет. - заявил 27 июля помощник администратора NASA Боб Кабана на конференции по исследованиям и разработкам Международной космической станции.
Борисов занял пост главы Роскосмоса 15 июля, сменив на этом посту Дмитрия Рогозина, который был уволен Путиным. Борисов, ранее занимавший пост заместителя премьер-министра, в обязанности которого входили вопросы оборонной и космической промышленности, признал, что Россия отстала от других стран в производстве спутников.
Если сравнить сегодняшнее состояние космических групп основных игроков на этом рынке, американцев, европейцев и китайцев, то они давно обогнали нас в этом отношении. - сказал он в интервью, которое было дано после посещения российского производителя космических аппаратов Лавочкина.
Он сказал, что для улучшения производства может потребоваться "радикальная реструктуризация" российской космической промышленности, и этому процессу, по его словам, будут препятствовать западные санкции, ограничивающие экспорт в Россию технологий, связанных со спутниками. Он утверждал, что российская электронная промышленность способна производить компоненты, которые "вполне приемлемы", и что Россия может работать с неназванными странами, которые не ввели соответствующие санкции.
Ну, справедливости ради, стоит сказать, что Россия, со своим потенциалом, способна производить весь цикл деталей для любых самых сложных устройств, не только спутников и космических кораблей. Лучшие умы и лучшие программисты всегда были в России и эта страна будет примером для всего Мира во всём.