Я всё ещё разбираю различные вопросы учёта стажа, зачёта его для льготных пенсий и ещё много-много довольно непростых вопросов, которые нам подкидывают сотрудники СФР.
Читатели, которые ко мне обращаются за помощью, разные. каждый индивидуален. особенно приятно работать с людьми, которые что-то понимают, умеют сами видеть перспективы своей пенсии, не упрямствуют в заблуждениях и умеют признавать свои ошибки в прочтении закона.
Обратилась ко мне девушка, которая в своё время проживала с мужем-военнослужащим в Мурманской области, работала там, ребенка родила. А Мурманская область, сами понимаете, район крайнего севера. Обратилась она ко мне уже на стадии, когда подала иск к пенсионному фонду и дело рассматривалось в суде. Понимая, что что-то не так она рассудила, обратилась за помощью обосновать свои претензии. Таких пенсионеров, которые сами идут в суд, разубедить уже практически невозможно. Они выработали свою позицию и стоят на ней до последнего аргумента.
Конечно, я постаралась облечь её мысли в такую форму, чтобы это согласовалось с нормами пенсионного законодательства, Но, скажем так, позиция была не ах!.
Изначально её стаж до 2002 года конвертировали (преобразовали) в рублики по пункту 4. Так как якобы зарплата была совсем никакая. Однако упорство моей читательницы дали первоначальный толчок, ПФР выполнил-таки свои обязанности по запросу необходимых документов и приему справок от неё, взятых самостоятельно в архивах Архангельска (да, она и там работала), и , о боже, вместо соотношения зарплат 0,607, вдруг получилось 1,143, что автоматом перевело её конвертацию на пункт 3. Результатом стало то, что в 2022 году с с 9414 рублей пенсия разом скакнула до 13699 рублей.
Однако, сами понимаете сделано это было не по добровольному решению ПФР, а вследствие настойчивости моей читательницы, потому что направленные ею заявления однозначно свидетельствовали о её решимости решать вопросы в судебном порядке. Не исключаю, что после настойчивых обращений сотрудники ПФР уже понимали, что доля правды в стремлениях заявительницы есть, поэтому, скрепя сердце, стали выполнять свои непосредственные обязанности по выбору варианта наиболее выгодного пенсионного обеспечения.
И всё-таки, она подала в суд. Я не буду описывать те ошибки, которые есть в иске, она и сама уже поняла и поняла, что перспектива удовлетворения её требований в полном объёме вряд имеет место быть. Тем более, что, как водится, ПФР разослал запросы о подтверждении её северного стажа, но я более, чем уверена, что ответы придут не ранее, чем будет вынесено решение по делу. И в случае отрицательного решения эти справки ей уже не помогут. И она может лишиться возможности защищать именно эти свои права в суде, так как по одному и тому же основанию иски не подаются и не рассматриваются.
Суть да дело, мы решили пересмотреть её стаж. А надо сказать, что период ухода за ребенком у неё совпал по времени с другим нестраховым периодом - проживанием с мужем-военнослужащим в местности, где она не могла устроиться на работу. То есть весть этот период был разбит на три части: проживание - уход за ребенком - проживание.
Поговорим о периоде ухода за ребенком. Нужно чётко понимать, что такие периоды классифицируются по двум основаниям: просто уход за ребенком до 1,5 лет неработающей матери и отпуск по уходу за ребенком, если мамочка пошла ухаживать за ним с места своей основной работы. И это два разных нестраховых периода, несмотря на то, что в статье 12 такие периоды находятся в одном подпункте. Просто читать, как всегда нужно статью целиком, а в конце статьи есть чёткое указание, что в страховой стаж включаются иные периоды, если до или после были периоды работы. То есть в случае ухода мы можем учесть полтора года только пенсионными коэффициентами в соответствии с п. 13 статьи 15 400-ФЗ, а в случае отпуска мы можем его посчитать и баллами и стажем, как уже получится более выгодным. При этом, как всё время твердит СФР, все периоды должны быть учтены единообразно.
Так вот у неё получился только уход. Однако период проживания с мужем-военнослужащим как раз с той и другой стороны обрамлен периодами работы. То есть является периодом, который может быть исчислен и баллами и включен в стаж.
Сейчас размер её пенсии подсчитан с исключением всех таких нестраховых периодов и учётом их пенсионными коэффициентами. Мы решили пойти другим путём. Поскольку два периода ухода и проживания наложились друг на друга, и есть справка из в/ч за весь этот период о проживании с мужем, значит стоит включить нормы статьи 13, а именно пункта 1: "В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии."
То есть заменить период ухода за ребенком на период проживания с мужем-военнослужащим, и включить данный период в страховой стаж. Тем более, чо ребенок первый, а за него, как и за проживание даётся по 1,8 балла за календарный год.
Тем более, что при таком подсчёте мы не вылезаем за рамки ограничения периодов проживания пятилетним сроком, так периоды проживания чуть более двух лет.
Не буду давать подробных расчётов, но в результате такого учёта стажа размер её пенсии получился на 754 рубля больше, чем рассчитанный сейчас с учетом нестраховых периодов баллами. А там ещё есть возможность "покопаться" в страховых взносах до 2015 года.
Но вот тут есть подводный камень. До вчерашнего расчёта она не обращалась в СФР за таким вот перерасчётом о включении в стаж иных периодов. То есть, если судья твёрдо стоит на стороне ПФР, моя читательница, предъявив в этом процессе такие требования, элементарно может нарваться на отказ в связи с тем, что она по данному вопросу не обращалась к СФР, то есть не соблюдены условия досудебного разрешения спора. И это будет означать, что имея полное право, она это право просто потеряет.
Поэтому вчера я ей посоветовала, чтобы в начале апреля на следующем судебном заседании она отозвала свой иск. Не исключаю, что справки о северном стаже придут, мы всё скрупулёзно подсчитаем, пообращаемся с заявлениями в СФР, помотаем им немножко нервишки. Думаю, часть того, что мы раскопали, будет удовлетворено без суда. Сомневаюсь, что перерасчёт будет сделан с даты назначения пенсии в 2018 году. Значит будут основания пойти в суд с требованиями о перерасчёте с даты назначения по пункту 7.2 статьи 22, а если ещё север и страховые взносы сумеем подтянуть к тому времени, вот и будет тогда нормальная и аргументированная защита её пенсионных прав с чёткими обоснованиями без всяких искажений пенсионного законодательства.
Вывод: не стоит идти в суд, не разобравшись в вопросе и своих претензиях досконально, а также никогда нельзя идти на поводу у СФР, который предлагает, чтобы он рассчитал Вам пенсию на основании тех документов, которые есть в его распоряжении. Пусть работают, рассылают запросы, получают все данные. А Вы должны не лениться и проверять всё. что СФР учтёт для расчёта размера Вашей пенсии.
А на сегодня всё. Будьте здоровенькими и счастливыми" Ваша Хозяюшка МарТа.