Считается, что развитие любой цивилизации, да и всего человечества в целом, происходит циклично. То есть за время существования цивилизации происходит несколько значительных научных, технологических и культурных изменений. В промежутках между ними развитие цивилизации, как правило, идет очень медленными темпами.
Часто развитие человечества происходило благодаря появлению новых орудий труда или открытию новых знаний о природе. В качестве примера можно привести изобретение плуга или получение огня путем трения.
Однако в истории человечества были такие огромные "шаги вперед", что трудно объяснить естественный ход вещей. Почему каменный век или палеолит, с его более или менее устоявшимися обычаями и культурным уровнем, продлился несколько сотен тысяч лет, в то время как последующие эпохи пронеслись как молния? Или как объяснить, что два культурных центра, египетский и месопотамский, внезапно возникли на Ближнем Востоке, практически из ниоткуда? Возможно, в контексте таких серьезных процессов неожиданное открытие, например, законов гравитации Исааком Ньютоном кажется несколько несерьезным, однако этот факт оставляет достаточно вопросов для историков науки.
Чем же можно объяснить столь внезапное изменение качественного уровня развития нашей цивилизации? По сути, существует только два объяснения подобных явлений: они могут быть вызваны внутренними или внешними причинами.
К внутренним можно отнести самостоятельное возникновение идей о каких-то новых способах извлечения выгоды из внешнего мира. Очень часто бывает, что новая идея "летает в воздухе" и рано или поздно кому-то приходит в голову идея, как воплотить ее в жизнь. Однако эта форма, называемая экстенсивизмом, требует соблюдения определенных условий. Например, должно быть более одного человека, занимающегося схожими проблемами и ищущего пути их решения. Кроме того, обязательно, чтобы такие генераторы идей общались друг с другом. Грубо говоря, необходимо, чтобы "творческая интеллигенция" племени или группы людей достаточно часто обменивалась информацией со своими коллегами из других племен или народов.
Сегодня реализовать такую коммуникацию достаточно просто, поскольку человечество обладает прекрасной системой связи, и обмен идеями происходит очень легко и быстро. Но как это могло произойти в древнем мире, когда не только количество людей было невелико, но и контакты между различными группами были очень редки, так как они находились далеко друг от друга. Именно поэтому прогресс человечества в тот исторический период шел медленными темпами.
Внешние причины подразумевают информацию из какого-то источника, не связанного с человечеством как таковым. Это могут быть представители других, более развитых цивилизаций (как земных, так и внеземных) или некая потусторонняя сила, именуемая просто Богом. Так вот, все очень серьезные исследователи считают гипотезу Бога абсолютно экстремальной.
Идея помощи со стороны внешних сил коренится в большинстве эпосов (как устных, так и письменных) практически всех народов, населяющих нашу планету. В разных источниках приводятся самые разные случаи, когда внешние силы помогали человечеству: от Прометея, подарившего людям огонь, до индуистских богов-драконов, даровавших людям дар письменности.
Здесь следует отметить одну интересную деталь. Только в последние несколько столетий человечество может похвастаться так называемыми "множественными открытиями" - когда одно и то же исследование или изобретение происходит одновременно в разных частях планеты. В качестве примера можно привести основы дифференциальной арифметики, открытые одновременно тремя учеными, или изобретение радио, идея которого пришла почти одновременно пяти людям, и так далее. В древнем мире ничего подобного не было. Как правило, каждый "островок культуры" на нашей планете был источником одного-двух изобретений, не более, а остальные просто копировали или воровали чужие достижения. Выплавка меди была открыта на берегах Иордана, грамматическая письменность - в Месопотамии, а колесо - в Европе.
Логично предположить, что каждый народ в свое время (особенно на заре цивилизации) находился под наблюдением собственной группы высших существ, которые снабжали его знаниями только в относительно узкой области. Скорее всего, представители какой-то высшей внеземной цивилизации в свое время проводили своеобразный эксперимент над человечеством и наблюдали, как люди будут обмениваться знаниями друг с другом. Возможно, эксперимент не ограничивался только этими вопросами. Инопланетянам также было поручено наблюдать за тем, как будут использоваться, храниться и приумножаться знания, данные людям.
По мере развития человечества требования, предъявляемые к нему, возрастали, но и помощь инопланетян была более важной и актуальной. Например, почти все социальные институты, существующие сегодня (от деспотических монархий до либеральных демократий), появились на нашей планете практически одновременно. Теократическая монархия в Древнем Египте, олигархия Шумерского царства и объединения аморейских кочевников, которые, пусть и в некоторой степени, можно отнести к первым проявлениям демократии, прекрасно сосуществовали в древнем мире.
Возможно, эксперимент все еще продолжается, и его конечная цель - посмотреть, достигнет ли человечество того уровня, когда оно сможет вступить в контакт со своими пока невидимыми благодетелями. И кто знает, возможно, этот момент уже близок, ведь именно в последние несколько десятилетий резко возросло количество зафиксированных контактов с представителями других миров. Существует множество документальных свидетельств того, что за нами постоянно кто-то наблюдает. Может быть, мы уже готовы к встрече с ними?