Сырой газ с казахстанского месторождения отправляют на Оренбургский ГПЗ, где его перерабатывают, а затем экспортируют. За это «КазМунайГаз» получает миллиардные дивиденды, но что получает Казахстан? Orda.kz выясняла подробности газовой истории Карачаганака
В первые годы независимости Казахстан подписал соглашения о разделе продукции (СРП) или договор о разделе продукции (ДРП) с крупными транснациональными энергетическими консорциумами. Всего в Казахстане три таких контракта: Кашаган, Дунга и Карачаганак. Вся добываемая нефть по таким контрактам делится на Сost oil – компенсационное нефтегазовое сырьё и Profit oil – прибыльное нефтегазовое сырьё. Последнее распределяется ещё и между сторонами в определённых пропорциях. Именно от реализации Profit oil Казахстан получает прибыль.
В первой части про Карачаганак мы рассказали, как «КазМунайГаз» получил 10% в проекте. Таким образом, страна начала получать деньги от месторождения в рамках Сost oil и Profit oil.
В 2014 году выяснилось, что итальянская компания Eni посчитала добытое сырьё не тем объёмом барреля. В итоге Казахстан недополучил около 2 млрд долларов. Чтобы исправить ситуацию, подписали второе соглашение в октябре 2018 года. В рамках третьего соглашения альянс Карачаганакского проекта профинансировал газификацию Астаны.
Читайте также
КТКшные качели: как часто переставал работать нефтепровод
Газовый конденсат, а по сути лёгкая нефть, с месторождения Карачаганак экспортируется по Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК). Во многом трубопровод позволяет западным компаниям экономить на расходах при транспортировки нефти. Доход от КТК возмещает расходы на логистику. Это резко увеличивает маржу для таких мировых гигантов, как Chevron, Exxon Mobil или Shell.
Но в связи с войной на Украине встал вопрос санкций. В марте 2022 год шеф вашингтонского бюро Financial Times James Politi заявил, что санкции на российскую нефть не распространяются на КТК. Но следом на трубопроводе начали происходить странные происшествия. Из-за них экспорт регулярно останавливали.
Так, 22–23 марта 2022 года выяснилось, что на одном из плавучих шлангов выносного причального устройства (ВПУ) сместился силовой каркас. А ещё повредился шланг внутреннего рукава ВПУ-2. Эксплуатировать технику было нельзя, некоторые ВПУ временно приостановили для промывки и ремонта. Произошло это из-за сильного шторма в Новороссийске, где и находится порт отгрузки. Трубопровод работал лишь на 60%. Председатель совета директоров КТК-Р Данияр Берлибаев уверял, что «никакой политической подоплёки в аварии нет». Казахстану пришлось снизить план по добыче нефти с 87,5 млн до 86 млн тонн.
Ремонт обещали начать 15 апреля. К этому времени ущерб для Казахстана оценивали в 220–230 млн долларов. 20 апреля 2022 года объявили, что замена труб на КТК завершена. В итоге, спустя месяц после поломки, 24 апреля, трубопровод начал работать почти на полную мощность. Что это значит? 23 апреля на морском терминале после ремонта ввели в эксплуатацию ВПУ-3, а ВПУ-1 функционировал в штатном режиме. ВПУ-2 временно не работал.
Но спустя всего три дня началась новая история: из-за разлива нефти арбитражный суд Краснодарского края потребовал 5,3 млрд рублей с морского терминала КТК. Это произошло ещё 7 августа 2021 года при погрузке судна «Minerva Symphony». Консорциум был не согласен с расчётом вреда, но не получилось – решение суда осталось прежним.
С 15 по 25 июня 2022 года Каспийский трубопроводный консорциум анонсировал, что отгружать нефть будут только с одного из трёх выносных причалов. Причиной стало плановое обследование акватории МЧС РФ. Заявки грузоотправителей обещали выполнить. Но уже 19 июня Россия временно сократила отгрузку казахстанской нефти из-за 50 мин времён Второй мировой войны. Казахстан заявил, что мы не несём убытки из-за разминирования. В Минэнерго сообщили, что КТК возобновит работу в полном объёме 25 июня.
А в июле 2022 года трубопровод снова встал. На этот раз его деятельность приостановил районный суд Новороссийска на 30 суток. Причиной стало экологическое нарушение на производственных объектах. Его выявили во время проверки в мае, но только спустя месяц составили протокол. В консорциуме обещали обжаловать это решение. В итоге у них получилось. Вместо остановки КТК выписали штраф на 200 тысяч рублей.
17 августа 2022 года ситуация повторилась: в Чёрном море был шторм. Два ВПУ из трёх приостановили для проверки системы. Это не сильно повлияло на поставки нефти, потому что на двух крупных казахстанских нефтяных месторождениях, Тенгизе и Кашагане, шёл ремонт. Спустя несколько дней стало известно, что ВПУ-1 и ВПУ-2 приостановят работу из-за трещин. Зампредседателя правления «КазМунайГаз» по экономике и финансам Даурен Карабаев тогда заявил, что текущие ремонтные работы на КТК не влияют на отгрузку и транспортировку казахстанской нефти. Оставшийся ВПУ работал без нарушения графика поставок.
21 октября министр энергетики Болат Акчулаков пообещал, что причалы заработают после 25 октября. Но в самом консорциуме не были так уверены в этом. Отгрузка велась только с ВПУ-3, в то время как два других причала находились на ремонте. Но погода быстро наладилась, и уже 31 октября пресс-служба КТК опубликовала фотографии замены танка плавучести.
Лишь 12 ноября КТК сообщил о завершении ремонта на ВПУ-1 и его полном восстановлении. На ВПУ-2 пока только планировали замену танка плавучести.
В феврале уже 2023 года КТК остановил, отгрузку нефти через Новороссийск из-за сильного шторма на Чёрном море. Через несколько дней всё восстановили.
Читайте также
Расширение Карачаганака: новый проект
В ноябре 2022 года окончательно приняли решение о расширении Карачаганака. Объём инвестиций должен составить 700 млн долларов. Строительство перерабатывающего комплекса-1Б должно стартовать в 2023 году. Проект включает возведение шестого компрессора обратной закачки газа, установку осушки газа, расширение системы сбора и сопутствующие объекты.
Цель – продление «полки добычи» (Постоянный уровень добычи полезных ископаемых – Прим. ред.) жидких углеводородов на Карачаганаке. От реализации проекта дивиденды получат и Казахстан, и члены альянса.
ПРК-1Б – это продолжение крупных проектов на месторождении Карачаганак. В 2019 году «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» объявил о пуске в эксплуатацию 5-го внутрипромыслового трубопровода. А в 2021 году завершили проект снятия производственных ограничений по газу. В 2022 году построили 4-й газонагнетательный компрессор. Также на этапе реализации находится ПРК-1А.