Весной 1900 года Феодосия погрузилась в траур. От кровоизлияния в мозг скончался Иван Константинович Айвазовский. Ему было 82 года. Впрочем, Иваном Айвазовским он стал учась в Петербурге, а в родном городе его знали как Ованнеса Айвозяна, сына небогатого армянского торговца. Казалось, что весь город участвовал в похоронной процессии, да, что там город, скорбел Крым и вся Россия. Айвазовский сделал немало для процветания Феодосии , был почетным гостем на крестинах, свадьбах, никогда и никому не отказывал в помощи.
Вернувшись с похорон, вдова художника разожгла камин, несмотря на теплую погоду, достала из секретера шкатулку, вынула оттуда розовую балетную туфельку и бросила ее в огонь. Она хотела избавиться даже от тени женщины, давно умершей, но жившей в памяти ее мужа всегда. А художник и не догадывался, что его тайна известна. Супруга все знала и молча страдала, когда он закрывался в своем кабинете и долго о чем-то думал, смотря на розовый пуант, прятал и хранил в шкатулке как большую драгоценность.
В 1837 году весь Петербург сходил с ума по итальянской балерине Марии Тальоне. Среди ее почитателей был Николай I с императрицей. Она стала первой, вставшей на пуанты, да и мода дарить цветы артистам, появилась в России благодаря появлению Тальоне на балетной сцене. В Петербурге вошли в моду «шляпки Тальони», светские дамы стали увлеченно заниматься балетом. А царскую ложу императорской семьи украшала бронзовая статуэтка балерины.
Ивану Айвазовскому 19 лет, он студент Императорской Академии художеств. Балетом не интересовался, старательно учился и пытался свести концы с концами. Рассеянный молодой человек не успел увернуться от летящего на него экипажа и попал под копыта лошади. Из экипажа легко выпорхнула испуганная дама и пыталась привести юношу в чувства. Она помогла ему подняться, усадила рядом с собой и отвезла домой. А вскоре, пострадавшему в ДТП, посыльный принес билеты в Мариинку на «Сильфиду» аж на четвертый ряд.
Когда на сцене появилась его спасительница Иван сразу ее узнал и влюбился моментально. Зал аплодировал Марии стоя, а громче всех девятнадцатилетний студент Айвазовский. Он ждал ее после спектакля, даже не надеясь, что она его заметит, но Тальоне узнала и кинула ему букет роз, крикнув: «Это вам, о, милый, прекрасный Иван!»
Экскурсоводы в Крыму именно так рассказывают красивую и романтичную историю знакомства бедного студента и звезды итальянского балета. Так это было или нет, нам неведомо, участников этих событий давно нет на этом свете.
В 1840 году «наделенный Божьей искрой» художник Айвазовский был направлен за государственный счет в Италию «практиковаться в изображении красот природы и древностей». Так он оказался в Риме, а затем и в Венеции. Русский художник произвел фурор, о нем заговорили.
Его выставка прошла с неимоверным успехом. Все картины были проданы, а несколько его полотен приобрела Мария Тальоне.
И вот Иван Айвазовский в театре и снова дают «Сильфиду», а после спектакля он терпеливо ждет в толпе поклонников…
Так начался роман танцовщицы и художника. Роман живописи и балета. Мария была старше на 13 лет, у нее дочь, а за плечами неудавшийся брак. Иван ревновал, звал замуж и безумно любил свою «Сильфиду».
Страсть к танцу оказалась сильнее любви к мужчине. Мария отказала Айвазовскому, подарив на память свой розовый пуант со словами: «Возьмите на память мой башмачок. Это он растоптал нашу любовь. Возвращайтесь в Россию и найдите женщину, достойную вашего гения. Ту, что станет заботиться о вас. Я же никогда не полюблю вас так, чтобы отказаться от сцены.»
Мудрая женщина. Ужиться вместе двум ярким темпераментам (итальянка и армянин), двум талантливым и амбициозным. Никто из них не готов был пожертвовать свои даром, каждый желал следовать своим путем. Страсть могла все разрушить, гений возлюбленного был слишком очевиден для Марии. И спасибо ей за это.
В 1844 году Иван Айвазовский возвращается в Петербург уже знаменитым художником. В России его ждал еще больший успех, деньги, почет и уважение. Он желанный гость во всех домах Петербурга, особенно там, где есть девицы на выданье. Айвазовский достиг такого положения в обществе, что в любой дворянской семье были бы счастливы с ним породниться. Ивану Константиновичу порядком надоели жеманные девицы, пытающиеся рассуждать с ним об искусстве.
И тут Айвазовский удивил всех, он обратил внимание на гувернантку. Юлия Гревс была дочерью петербургского врача, британца Якова Гревса. Она красива, образована, скромно одета и молчалива. Художник сделал ей предложение и тут же услышал «да».
В 1848 году художник женится на Юлии Гревс и переезжает с женой в свой любимый Крым, в родной город Феодосию. Маринист не может жить без моря.
В этом браке родились четыре дочки: Жанна, Мария, Елена и Александра. Биографы Айвазовского считают этот брак художника несчастливым. Бывшая гувернантка желала блистать в обществе, не нравилась ей провинциальная жизнь, ей хотелось в Петербург и поэтому в семье часто стали происходить ссоры. Юлия часто уезжала из Феодосии, прихватив с собой дочерей.
Но, видимо не все так просто. Не стоит забывать, что у Юлии четыре дочери, девочек надо удачно выдать замуж. Как можно составить удачную партию, не выезжая из провинциальной Феодосии?
Они расстались. В 1866 году Юлия с детьми уехала в Одессу и больше не возвращалась. Развод они оформят только через 17 лет. Как муж Айвазовский вел себя безупречно, жена и дочери никогда не в чем не нуждались. Каждой из дочерей, после вступления в брак, отец дарил имение в Крыму.
Настоящая любовь пришла к маэстро поздно. В 1882 году он участвовал в похоронной процессии феодосийского купца Бурназяна и увидел вдову, армянку Анну. Влюбился как мальчишка. Айвазовскому 65 лет, Анне 26. Девушка ответила взаимностью, она помнила художника с детства. Она любила его искренне. Брак оказался очень счастливым, Анна смогла стать для Айвазовского преданным другом и возлюбленной. Она отвечала ему взаимностью, понимала, что живет с гением.
Единственно, что огорчало молодую жену, это приступы хандры, в это время Айвазовский закрывался в своем кабинете, доставал из шкатулки розовый пуант и долго о чем-то грустил.
В 1884 году из газет Иван Константинович узнал о смерти Марии Тальоне, она не дожила до своего восьмидесятилетия всего один день. Он впал в депрессию, не подозревая, что жене известна его тайна. Умная Анна предпочитала молчать.
Анна погибнет в 1944 году в Симферополе, во время немецкой оккупации Крыма.
Мария Тальоне похоронена на кладбище Пер-Лашез. На ее надгробии надпись: «Земля, не дави на нее слишком сильно, ведь она так легко ступала по тебе».
Могила Ивана Айвазовского в Феодосии, рядом с армянской церковью. На его могиле надпись: «Рожденный смертным, он оставил после себя бессмертное наследие».