Мастера на Руси творили поразительную красоту из древесины. Настоящее искусство! Смотришь на иное старинное окошко с наличниками, и дух захватывает. Но наш народ был силён и в другом искусстве — обходить законы.
В 1740 годах вокруг крупных городов вырубили почти весь лес. Поселения росли и нуждались в строительном материале. Требовалась древесина и для кораблестроения. На судах переплавляли тысячи товаров. Власти решили поберечь леса и подписали жёсткие указы для плотников.
Запретили доску, тёсанную топором. Ведь из одного бревна можно напилить 4–5 досок, а если топором, то 1–2. Словом, велено оставить топоры и взяться за пилы. Владельцы судов не обрадовались. Топором-то доска выходила с «запечатанными» от сильного удара волокнами. Это защищало от реки. А пиленая впитывала воду и гнила. Что делать? Наказания-то за «запрещёнку» нешуточные. И штраф, и кнутом побьют. Некоторые нижегородские судовладельцы нашли способ обойти закон.
Они покупали «топорные» доски для самых уязвимых мест корабля, а затем маскировали глухой резьбой. Мотивы, соответственно — речные (русалки, волны). Узоры были такими затейливыми, что проверяющий не мог разобрать, пиленая доска там или же «топорная». Хитро! Такую резьбу стали называть «корабельной». А когда судно уже отплавало своё, то шло на слом. Грубо говоря, на запчасти. И народ покупал резные доски, чтобы украсить дом.
С появлением пароходов мастера остались не у дел, но не отчаялись. Они ездили по губернии и на заказ выполняли причудливую отделку домов, украшали «корабельной» резьбой. И, кстати, работали топором, даже когда работали над мелкими деталями.