Браки в исправительных учреждениях Алтайского края заключают ежеквартально. Но в конце 2022 года свадьбы в колониях отменили из-за антиковидных ограничений и перенесли на этот год. Поэтому для брачующихся они стали еще более долгожданными. Так, в барнаульской ИК-3 недавно прошло сразу шесть церемоний бракосочетания. Здесь женились осужденные мужчины.
Все как в загсе
Церемонию бракосочетания провела ведущий специалист отдела ЗАГС № 4 Барнаула Наталья Голубицких. Она отметила, что от обычной регистрации брака эта отличается лишь суровостью помещения и отсутствием приглашенных. Так, в ИК-3 церемония бракосочетания прошла в клубе при колонии.
Музыкальное сопровождение и праздничное оформление сцены в исправительном учреждении молодоженам обеспечили. Марш Мендельсона играл из старенькой колонки, над сценой стенгазета кричала собравшимся «Совет да любовь», а разноцветные шары буквально раздувало от торжественности. На церемонии присутствовали только сами молодожены, без друзей и родственников. Атмосферу праздника в этот день создавали их любящие взгляды.
«Я зарегистрировала браки действительно любящих людей. Это было видно по их счастливым глазам», — сообщила Наталья Владиславовна.
Молодожены сказали заветное «да», поздравили друг друга поцелуями, поставили необходимые подписи в документах, обменялись кольцами и получили брачные свидетельства. Новоиспеченные жены заберут их с собой, копии свидетельств останутся в личных делах осужденных. Пока молодожены, стараясь побыть вместе как можно дольше, слушали концерт, подготовленный для них «коллегами» по зоне, некоторые поделились своими историями любви.
Владимир и Алена
27-летний Владимир выделялся среди женихов. Он единственный пришел на свою свадьбу не в тюремной робе, а в костюме. Хоть он и был великоват, невеста оценила! Костюм осужденному подогнали ребята, которые, как и он сам, занимаются творчеством в местном клубе. Его Алена на этом мероприятии была самой кудрявой. Локоны делала дома сама. А еще парочка, вопреки обстоятельствам, не грустила, даже наоборот, — слишком много улыбалась.
Владимир и Алена. Фото автора.
Ребята рассказали, что для обоих это первый брак. Они познакомились в 2021 году на работе. Владимир был водителем-дальнобойщиком, развозил товар по магазинам, а Алена его принимала.
«Когда увидел Алену, сразу понял — мое, — признается Владимир. — Потом начали общаться. Через месяц стали жить вместе. У нее характер такой несложный, ко всему с пониманием относится. Заоблачных запросов у нее нет. Можно сказать — обычная русская девушка».
Цветы, кино, прогулки в парке — Владимир с Аленой просто жили и были счастливы вместе. Даже собирались пожениться, но не успели… Владимир подрабатывал в такси. Один из пассажиров забыл у него в машине телефон. А Владимир не захотел возвращать гаджет владельцу. За обычную кражу он мог бы отделаться «условкой», но сыграли роль прежние судимости, и дали ему два с половиной года строгого режима.
Предложение Алене осужденный сделал в сентябре прошлого года, находясь в следственном изоляторе. И пусть это случилось не в самой романтичной обстановке — на краткосрочном свидании, по телефону, через стекло, Алена без раздумий сказала «да».
«Приговор суда — не повод отказаться от человека, — считает Алена. — Я его уже год жду, и еще буду ждать. Любовь все преодолеет. Теперь он официально мой муж и точно никуда от меня не денется».
Владимир признается, что полностью уверен в своей супруге: «У нее воспитание не позволит изменить мне или как-то предать. Да и работы у нее много, она учитель, так что ей не до этого». В сентябре 2024 года у Владимира конец срока. После освобождения они планируют сыграть пышную свадьбу.
Андрей и Марина
Андрей и Марина были самой возрастной парой. Хоть невеста и старше своего супруга на пять лет (Марине 57. — Прим. ред.), по Андрею было видно, что именно его жизнь изрядно потаскала. На нем отпечатались и употребление наркотиков, и прежняя судимость. Жизнь Марины сладкой тоже не назовешь. Она врач, в период пандемии была на передовой — работала в ковидном госпитале, еще женщина регулярно сдает кровь и является почетным донором. Однако какая-то особенная доброта просматривалась на ее лице. Да и сам Андрей отзывается о Марине как о заботливом, добродушном и внимательном человеке.
Андрей и Марина. Фото автора.
Они оба из города Бийска. Знакомы 19 лет, 10 из них прожили вместе. За плечами обоих браки, взрослые дети, внуки. Это бракосочетание для них стало больше формальностью — «допуском» на длительные свидания в колонию.
«С ней я счастлив. Люблю ее сильно, — признается осужденный. — Эти 10 лет мы всегда и везде были вместе. Исколесили и Алтайский край, и Горный Алтай. О чем жалею? Болячек у меня много. Онкология была, вырезали. Мамуля у меня старенькая уже. Марина ей помогает, пока я здесь, и за своей ухаживает, у нее мама-инвалид. И ко мне ездит. В общем, на разрыв. Лучшую женщину я себе и представить не могу».
Андрей рассказал, что на свободе часто дарил своей любимой цветы — красные розы. Теперь же из колонии вплоть до 2029 года он будет радовать жену лишь цветами, нарисованными на открытке. «Потом, как и хотели, купим домик в деревне и уедем подальше от городской суеты. Будем жить для себя», — мечтает Андрей.
Роман и Екатерина
«С Катей мы познакомились в 2020 году у девчонки на дне рождения. Мимолетная встреча, пообщались. Потом стали созваниваться. Она позвала в гости. Я приехал и остался. Да, можно сказать, что у нас случилась та самая любовь с первого взгляда», — рассказывает осужденный Роман.
Пока влюбленные, сидя на лавочке, ждали своей очереди вступления в брак, маленькая хрупкая Екатерина так крепко обнимала Романа за шею, словно не желала никуда отпускать. К столу, где их ждала специалист загса, они шли, держась за руки. Женщина казалась больше растерянной, чем счастливой. Но когда молодоженам вручили свидетельство о заключении брака, Екатерина расплылась в улыбке.
Роман и Катя. Фото автора.
«Вообще она у меня хохотушка, — говорит осужденный. — Порой понимает меня без слов. Я очень подвел ее тогда, когда взял часть вины друга на себя — кражу. А сам он, как потом оказалось, вообще человека убил. Он теперь сидит, и мне три года дали. Помню, Катя спросила, почему я тогда подумал о ком-то, но не о нас. Горько было слышать. И ей было плохо от этой ситуации. Сейчас часто задумываюсь об этом, но уже ничего не вернуть».
Им обоим за сорок. И это их не первый брак. В 2002 году, когда Роман впервые получил срок, его супруга подала на развод. «После того как освободился, встречался, строил отношения, но, как Катя, никто мое сердце не задевал, — признается Роман. — Мы давно говорили с ней о свадьбе. Думал денег подзаработать, в командировки мотался. После свадьбы даже хотели обвенчаться. Пусть здесь — в колонии, но теперь мы официально семья. Даст бог, у нас и дети совместные будут». Роман выйдет на свободу в январе 2025 года.