Найти тему

Джанкой. Северный крымский городок с южным тёплым климатом

(продолжение серии заметок «Малоизвестные города России»)

«Широко известными становятся не только большие города, но порой и небольшие из-за своего местонахождения»

В Крыму, как известно если не было для этого каких-то важных причин или «форс мажорных обстоятельств» разве что ленивый не побывал. «Попасть» в Крым можно разными видами транспорта морскими, воздушными, железнодорожными или сухопутными путями, а уж в крайнем случае и пешком, как говорится на своих двоих ногах, естественно, с рюкзаком за спиной передвигаясь по обычной дороге.

Сильно не ошибусь если скажу, что большинство посетивших Крымский полуостров до весны 2014 года приезжали в Крым на поезде. А первой железнодорожной станцией при въезде в Крым на поезде, и такой же последней при выезде на поезде из Крыма была небольшая станция Джанкой.

Когда человек едет в Крым отдыхать, то по дороге в Крым голова у него в основном «забита» мыслями о том, как бы поскорее добраться до выбранного в Крыму места отдыха, везде в Крыму побывать, осмотреть всё достопримечательности Крымского полуострова и при всём этом ещё насладиться морскими купаниями. А когда он возвращается из Крыма в родные места загоревший и хорошо отдохнувший, то наоборот только и думает о том, как бы скорее приехать домой и похвастаться перед своими родными и знакомыми рассказами, где побывал, что видел, да ещё и угостить домочадцев и друзей крымским вином из стеклянной бутылочки, прикупленной в Крыму.

Какой уж там Джанкой. Хорошо будет если название этой небольшой крымской железнодорожной станции потом случайно всплывёт в памяти пассажира, ехавшего поездом в Крым или из Крыма.

Сегодня картина, связанная с проездом поездом пассажиров через станцию Джанкой, в силу ряда известных всем нам обстоятельств, временно, изменилась. Пальму первенства первого города, который ныне встречает людей при их въезде поездом в Крым у Джанкоя перехватила Керчь, правда не сам город и не его вокзал, а небольшая железнодорожная платформа под названием Керчь-Южная Новый Парк, находящаяся ныне в южной окрестности Керчи. Компенсируют же пассажиры, въезжающие в Крым через эту керченскую платформу проездом через красавец Крымский мост, получая при этом ещё и наслаждение от его вида.

Кроме всего того, о чём уже сказано выше, есть и ещё многое, что можно поведать о Джанкое особенно тем, кто в нём не был или проезжая мимо него на поезде не обратил никакого внимания на промелькнувший за окнами поезда этот небольшой крымский городок.

Между тем Джанкой считается у археологов одним из древнейших поселений людей на Крымском полуострове. На крымскотатарском языке красивое, звучное, легко произносимое и запоминающееся слово «Джанкой» означало «Милая деревня». Как известно ни одно название городов, поселений, рек, озёр, морей, гор и так далее случайными ни бывает. Не будем сомневаться и мы, что первые жители Джанкоя действительно от души любили место своего проживания, если назвали его таким красивым именем.

Пи этом надо сказать, что в настоящее время масштабные археологические раскопки в Джанкое и вокруг него практически не ведутся. В Крыму у археологов есть, как говорится другие более «важные» для этого места. А вот если бы они велись, будем надеяться, что такое время всё же вскоре наступит, то уверен, что дата появления Джанкоя в мировой истории станет значительно отличаться от нынешней её подобной официальной даты.

Впервые Джанкой, как поселение был отмечен на географических картах России, а вернее сказать на военно-топографических картах Крыма в середине девятнадцатого века в период Крымской войны 1853-1856 годов. Это было связано с тем, что Джанкой в той войне стоял на основном пути захода в Крым русских войск, идущих для ведения военных действий на крымском черноморском побережье. В те времена Джанкой считался небольшой крымско-татарской деревней. Но во время Крымской войны 1853-1856 годов и после её окончания почти все крымские татары покинули Джанкой эмигрировав в основном в Турцию. Забегая несколько вперёд скажу, что в дальнейшем Джанкой после этого окончательно не опустел и стал постепенно заселяться переселенцами из разных российских губерний, а особенно их число выросло в конце девятнадцатого века при строительстве железной дороги из Москвы в Крым проходившей в том числе и через Джанкой. Кроме этого, в те же времена Джанкой стал и выбранным местом постоянного проживания нескольких десятков семей немцев-колонистов и чехов-колонистов, которые в дальнейшем занялись в окрестностях Джанкоя животноводческой и земледельческой деятельностью.

Продолжая знакомство с Джанкоем, надо сказать, что в период Крымской войны 1853-1856 годов рядом с ним российские военные построили несколько глиняных мазанок для временного отдыха войск на пути их движения в районы боевых действий. Джанкой для этих целей был выбран не случайно. Он являлся первым поселением на единственной сухопутной дороге, идущей в глубину Крымского полуострова из центральных районов России. Кроме этого, рядом с Джанкоем протекала небольшая речка, носящая сегодня имя Степная, а также, как известно недалеко от Джанкоя находилось пусть и солёное, но большое озеро Сиваш.

Сразу же после окончания Крымской войны 1853-1856 годов император Александр II распорядился приступить к строительству железной дороги из Москву в Севастополь. Грандиозный проект реализовывался долгие годы. Только через пятнадцать лет после решения императора Александра II о строительстве этой железной дороги началась прокладка железнодорожного пути в Крым, как ответвление от станции Лозовая Харьковской губернии уже действующей тогда Курско-Харьковско-Азовской железной дороги.

Работы по строительству железной дороги в Крым по тем временам в основном велись вручную. Всё это требовало большого количества людей, часть из которых разместили в том числе и в Джанкое. Строители железной дороги в Джанкое жили тогда в деревянных бараках, построенных ими же самими рядом с полотном строившейся железной дороги. Так в Джанкое появилась, кроме проходившей через всё поселение дороги-тракта, ещё одна выложенная камнем улица Крымская, сохранившая свое первоначальное имя до наших дней.

Джанкойцы – первые строителей железной дороги в Крым.

После того, как Джанкой связали железной дорогой с центральными губерниями Российской империи и построили в Джанкое железнодорожную станцию с вокзалом в Джанкой со всех окрестных крымских сёл стали свозить зерно и другую сельскохозяйственную продукцию не только для продажи, но и последующей отправки её по разным направления. А после того, как в Джанкое построили и первую паровую мельницу Джанкой стал и одним из крупнейших производителей муки в Крыму. В Джанкое появились хлебные амбары, мастерские и мелкие промышленные предприятия местного значения, ларьки, магазины. А в 1909 году джанкойский предприниматель Василий Харасанов, построил на окраине Джанкоя завод по изготовлению конных молотилок, плугов, борон и другого сельскохозяйственного инвентаря. На том заводе трудилось в те времена до двухсот человек, но после начала Первой мировой войны завод закрылся и больше не работал.

Как уже сказано выше в Джанкое было построено и деревянное здание вокзала.

-2

При этом надо сказать, что здание первого вокзала в Джанкое строили с привлечением известных архитекторов того времени. И всё это было не случайно. Дело в том, что ежегодно летом через Джанкой из Санкт-Петербурга в Севастополь и обратно, следовали так называемые «царские поезда» возившие на отдых в Крым в Ялту и обратно в столицу России царскую семью и сопровождавших их лиц. «Царские поезда» в том пути следования останавливались на короткое время на станции Джанкой и не исключено, что царские особы могли выходить из вагонов «царского поезда» и прогуливаться по перрону джанкойского вокзала.

Со временем первую железнодорожную станцию в Джанкое перестроили из деревянной в кирпичную. В Великую отечественную войну джанкойский вокзал был полностью разрушен, но после её окончания сразу же восстановлен.

-3

Вид вокзала станции Джанкой в наше время.

Джанкой в те времена жил своей обычной размеренной провинциальной жизнью. Летом он изнывал от жары, а зимой замерзал обдуваемый злыми холодными северо-восточными ветрами. К началу прошлого века Джанкой, как посёлок постепенно разросся, в нём появились новые дома, улицы и он практически ничем не отличался по своему виду и укладу жизни от других подобных ему глубинных провинциальных крымских поселений. Летом 1917 года Джанкой по постановлению Временного правительства России получил статус города в составе Таврической губернии. Последующая в октябре того же 1917 года смена государственной власти в России на советскую власть прошла для жителей Джанкоя, как, впрочем, и для жителей большинстве малых городов России тихо и незаметно. Что интересно, в 1926 году статус Джанкоя как города постановлением правительства СССР был повторно подтверждён, но теперь уже в составе образованной в 1921 году Крымской Автономной Советской Социалистической Республики.

А вот начавшаяся вскоре после марта 1918 года оккупация Крыма германскими войсками и Гражданская война в Советской России 1918-1920 годов оставили чувствительные следы в истории Джанкоя. Находясь в самом горле единственных сухопутном и железнодорожном путях из районов центральной России в Крым Джанкой испытал на себе все превратности и особенности событий тех лет.

В конце апреля 1918 года Джанкой без боя был захвачен частями германской армии. Всё это случилось вскоре после подписания третьего марта 1918 года в городе Брест-Литовске, ныне это белорусский город Брест между Советской Россией и Германией сепаратного мирного договора или так называемого Брестского мира для обеспечения условий выхода Германии из Первой мировой войны. По договорённостям Брестского мира к Германии отошли тогда Польша, Литва, отдельные территории Белоруссии, Украины, Эстонии, Латвии. Но российского Крыма в списке территорий, отошедших к Германии после подписания Брестского мира, не было. Германия, воспользовавшись неустойчивым военно-политическим положением Советской России и нарушив все условия и договорённости Брестского договора без всякого предупреждения правительства Советской России ввела через Перекоп и Джанкой в Крым свою тридцатитысячную группировку войск.

Если коротко рассказать о развитии событий последовавших после ввода в Крым германских войск то, как известно в начале ноября 1918 года в пригороде Парижа Германия пописала с представителем Антанты французским маршалом Фошом условия её капитуляции и выхода из Первой мировой войны. Вслед за этим событием в середине ноября того же года 1918 года германские войска без всяких условий со своей стороны покинули Крым и отправились на родину.

Советской России германская оккупация Крыма далась тяжёлой ценой – потерей всего Черноморского флота. Командование германских войск оккупировав Крым потребовало передать в их распоряжение все черноморские российские военно-морские корабли и транспорта находившиеся в Севастополь и поднять на них немецкие флаги. В ответ на это в последний день апреля 1918 года все российские военно-морские корабли и транспорта имевшие ход под флагом тогда командующего Черноморским флотом вице-адмирала Михаила Саблина покинули бухты Севастополя и на следующий день пришли в Новороссийск. Командование германских войск в Крыму под угрозой начала военных действий на юге Советской России потребовало возвращения всех ушедших в Новороссийск российских военно-морских кораблей и транспортов обратно в Севастополь. Чтобы не допустить с Германией не нужной для молодой советской страны войны Председатель правительства Советской России Владимир Ленин принял решение об отправке семнадцатого июня 1918 года обратно в Севастополь семи боевых кораблей и одного транспорта, а остальные – одиннадцать боевых кораблей, шесть транспортов и один танкер пришедших из Севастополя затопить на рейде Новороссийска.

При всём этом надо сказать, что когда германские войска входили в Крым то вместе с ними в Крым вошли и части украинской армии сформированные бывшим генерал-лейтенантом русской императорской армии Павлом Скоропадским из противников советской власти на Украине. Павел Скоропадский после закрытия им же в самом начале 1918 года Центральной Рады Украинской народной республики образовавшейся с согласия Временного правительства России ещё весной 1917 года самостийно провозгласил себя гетманом Украины или главой так называемой Украинской Державы созданной им же на части южной территории бывшей Российской империи. Касаясь истории Центральной Рады Украинской народной республики, то её появления произошло после известных февральских событий 1917 года в Петрограде и прихода на смену царской власти в России Временного правительства России. Вслед за сменой верховной власти в России «волна» революционных преобразований прокатилась по всей территории бывшей Российской империи при этом она особенно затронула её окраинные губернии. Так в марте 1917 года по инициативе ряда общественных организаций города Киева и при поддержке Временного правительства России в Киеве была создана так называемая киевская Центральная Рада. Через месяц киевская Центральная Рада созвала Всеукраинский национальный съезд, который объявил о создании Украинской народной республики и об её национально-территориальной автономии в составе России. После свержения в октябре того же 1917 года Временного правительства России Центральная Рада Украинской народной республики не признала советскую власть и провозгласила создание независимой от Советской России Украинской народной республики. В декабре того же 1917 года в Харькове сторонники советской власти провели свой Всеукраинский съезд Советов, который объявил о создание Украинской Советской Социалистической республики, сформировал её правительство и постановил признать все решения Центральной рады Украинской народной республики незаконными. В свою очередь Центральная рада Украинской народной республики не признала решений правительства Украинской Советской Социалистической республики, что привело в январе 1918 года к вооружённым выступлениям рабочих в городах входивших в подчинение Украинской народной республики против власти Центральной рады. В апреле 1918 года после захвата Киева вооружёнными отрядами гетмана Павла Скоропадского при поддержке их германскими войсками Центральная рада Украинской народной республики, как уже сказано выше была разогнана. Кстати сказать. Брестский договор в марте 1918 года вместе с представителем Советской России был подписан и представителем Центральной рады Украинской народной республики, а через несколько дней после подписания Брестского договора Центральная рада Украинской народной республики обратились за военной помощью к Германии и Австро-Венгерской империи, что и стало основанием для немецкой оккупации южных российских губерний и Крыма.

При вхождении в Крым вместе с германскими войсками несколько отрядов гетмана Павла Скоропадского остановились в Джанкое, но германцам Джанкой был нужен самим как опорный транспортный пункт для снабжения своих войск в Крыму. Они выгнали отряды гетмана Павла Скоропадского из Джанкоя, которые после этого были вынуждены расселиться в менее комфортных условиях в ближайших к Джанкою сёлах.

В ноябре 1918 года после исхода из Крыма германских войск и отрядов гетмана Павла Скоропадского власть в Джанкое перешла к Советам, но советская власть продержались в Джанкое только до лета следующего 1919 года. В то лето 1919 года в Крым вошли части белого генерала Антона Деникина и в Джанкое была размещена штаб-квартира белогвардейских отрядов под командованием белого генерала Якова Слащёва.

Только в ноябре 1920 года после взятия отрядами Красной армии белогвардейских укреплений в районе тогда села Перекоп для дальнейшего продвижения в Крым с целью изгнания войск Белой армии с территории Крымского полуострова в Джанкое снова и на сей раз окончательно установилась советская власть. Джанкой приступил к мирной жизни.

В той мирной советской жизни, которая началась после окончания Гражданской войны следует отметить довольно-таки удачную попытку создания в окрестностях Джанкоя в 1930 году первой в Советском Союзе еврейской земледельческой коммуны под названием «Мишмар», в переводе с иврита «Гвардия» для приобщения еврейской молодёжи из числа переселенцев в Крым из разных регионов России к сельскохозяйственному коммунистическому труду. Через три года коммуна «Мишмар» превратилась в колхоз, насчитывавший до семи тысяч человек. Колхоз «Мишмар» успешно проработал до начала Великой отечественной войны. Зимой 1941 года все колхозники-евреи, как и другие люди такой же национальности, не успевшие или не пожевавшие эвакуироваться из Джанкоя, были фашистами схвачены и расстреляны, а колхозные постройки уничтожены. Возрождать же после войны колхоз «Мишмар» не стали.

-4

Члены джанкойского колхоза «Мишмар» и их сельскохозяйственная техника.

Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая отечественная война стала тяжёлым испытанием для Джанкоя и его жителей. Джанкойский железнодорожный узел в июле 1941 года подвергся мощнейшему немецкому авиаудару, а уже осенью того же 1941 года на долгие три года Джанкой был занят фашистами. Их зверства по отношению к населению Джанкоя в первую очередь пришлись на евреев города. Все они были уничтожены или отправлены в концентрационные лагеря.

Джанкой, освобождённый от фашистов весной 1944 года, постепенно отстроился. Были восстановлены джанкойский железнодорожный узел и городской вокзал. В Джанкое заново был построен элеватор, медленно, но уверенно возродилась и местная городская промышленность.

Из наиболее известных событий послевоенного периода произошедших в южных регионах Советского Союза и коснувшихся Джанкоя следует отметить начало возведения в 1961 году в Крыму с привлечением молодёжи со всей советской страны очередной стройки «коммунизма» – оросительно-обводнительного Северо-Крымского канала для обеспечения днепровской водой маловодных и засушливых территорий Крымской и Херсонской областей тогда ещё Украинской ССР. Северо-Крымский канал, проходивший недалеко от Джанкоя в 1971 году, успешно построили, торжественно открыли и он заработал на радость всем сельскохозяйственным труженикам Крыма, в том числе и Джанкойского района.

-5

Трасса прохождения Северо-Крымского канала.

А очередное историческое событие, повлиявшее на судьбу Джанкоя, впрочем, как и на судьбу всего Крымского полуострова случилось, как известно в марте 2014 года.

Город Джанкой в марте того 2014 года, как административно-территориальный центр одноимённого района вошёл в составе Республики Крым в Россию, став после этого приграничным российским городом с соседней с ним Украиной. Как известно Украина, не признала присоединение Крыма к России и предприняла ряд недружественных, даже, вернее сказать, враждебных шагов, осложнивших жизнь всем жителям Крыма, в том числе и Джанкоя.

Так Украина сразу же после вхождения Крыма в Россию в апреле 2014 года перекрыла подачу воды на Крымский полуостров из Днепра по Северо-Крымскому каналу. Сегодня ситуация с подачей днепровской воды в Крым после добровольного вхождения в октябре 2022 года Херсонской области в состав России изменилась. Северо-Крымский канал продолжает, как и до весны 2014 года подавать воду на Крымский полуостров.

А открытие в мае 2018 года Крымского моста с его автомобильным и железнодорожным сообщениями через Керченский пролив разрешило и другую проблему, связанную с неполной загрузкой станции Джанкой.

-6

Центральную часть Джанкоя в наше время.

Джанкой, как известно по всем его показателям является небольшим городком с населением до сорока тысяч человек. Рассказывая о Джанкое, никак нельзя обойти стороной те достопримечательности, которые украшают его и привлекают внимание немногочисленных приезжавших в Джанкой туристов. Среди них в первую очередь это памятники советским воинам погибших в Великую Отечественную войну.

-7

А туристам и гостям Джанкоя желавшим больше узнать о его истории следует конечно же зайти в городской краеведческий музей.

Украшает Джанкой и Свято-Покровский кафедральный собор, возведённый в девяностых годах прошлого века. Он является приемником Свято-Покровский собора, который был открыт и освящён ещё в 1909 году и разрушен в конце двадцатых годов того же века в годы так называемого богоборчества в Советском Союзе.

-8

Имеется в Джанкое для выполнения мусульманами, живущими в нём и его окрестностях своих религиозных обрядов, и небольшая Мечеть Джанкой-Джами.

-9

А недалеко от Джанкоя в селе Александровка стоит и Костёл Сердца Иисуса Христа, построенный ещё в начале двадцатого века колонистами-католиками из Германии и Чехии, поселившихся на северных крымских землях ещё в конце девятнадцатого века.

-10

Читатели этой короткой заметки о Джанкое если вы приедете в Крым, то постарайтесь наряду с другими крымскими городами навестить и эту «Милую деревню» в крымских степях находящуюся хотя и в стороне от известных курортных мест Крыма, но с не менее привлекательной историей, чем у них.

А в заключение заметки приведу фотографию, сделанную на станции Джанкой в 1910 году. Про историю такой необычной фотографии с аэропланом поручика Малинникова и возможных событий связанных с её появлением при подборке материалов для этой заметки о Джанкое ответа в информационных сетях так и не получил.

-11

Как оказался аэроплан поручика Малинникова в Джанкое, неизвестно. Известно только одно. Поручик Павел Малинников, стоявший на фотографии слева от аэроплана, являлся выпускником в те времена крымской Качинской офицерской школы авиаторов. В 1912 году поручик Павел Малинников погиб, разбившись при аварии аэроплана, которым сам и управлял.

Если кто-то из читателей этой заметки знает больше об истории появления этой фотографии и связанных с ней событиях, оставьте пожалуйста свои сообщения в комментариях к заметке. Они не сомневаюсь будут интересны и для меня, и для всех прочитавших эту заметку.

Юрий Сластников. Анапа. Краснодарский край. 24 марта 2023 года.

Мои заметки выходят еженедельно по пятницам.

Набирайте в поисковых строках каналов Яндекс и Дзен мой псевдоним – Феофан грек собиратель, заходите на мою страницу и читайте все те заметки, которые уже опубликованы!

Обещаю, вас ждёт много интересного!

Подписывайтесь! Ставьте лайки! Подключайте к чтению моих заметок своих близких, знакомых и друзей! Делитесь ими в других социальных сетях, используйте для распространения их другие каналы. Комментируйте! Буду рад ответить на все ваши вопросы!

Продолжение заметок следует!