«Good job, мартышка, good job!»
Когда я впервые столкнулся с так называемым обучением в США я каждый раз вздрагивал, когда на любое мое действие слышал ремарку “good job”. Строчку в учебнике прочитал - “good job”, термин назвал какой-то - “good job”, еще что-то сделал правильное - “good job”. Притом это не был единичный случай. Это тут в порядке вещей - каждый преподаватель, в каждом колледже делал что-то подобное в том или ином виде. Я поначалу не придал этому особенного значения, думал что культурная особенность, но ровно до того момента, как стал проходить курс по коррекции поведения детей-аутистов.
Где тут связь и причем тут аутисты?
Дети с таким диагнозом - не подарок. Они требуют постоянного внимания и работы. Методов, которые были бы эффективны и главное научно доказаны, кроме ABA я, честно говоря и не знаю. ABA (Applied behavior analysis) или говоря по-русски «Прикладной анализ поведения» - это, если ее вдаваться в глубокие методологические тонкости, это обычная дрессировка (как животных). Дрессировка, опирающаяся на типичные инструменты положительногоили отрицательного подкрепления, и наказания. И за 100 с лишним лет тут в корне не поменялось практически ничего. Да и что там могло поменяться, если система опирается на биологические механизмы, а с точки зрения философии она полностью ущербна? Теоретической базой, на которой построен данный метод, является бихевиоризм. Вся эта история тянется еще с конца 19 века с работ Торндайка, научные изыскания о поведении животных которого были заботливо экстраполированы, с присущим всей американской науки скудоумием в лице Скиннера, Толмена, Уотсана и др, на всю человеческую психологию. По правде говоря, я и представить не мог, что в наше время, после всех этих сказок про гуманистическую психологию, да и не только, кто-то это в это будет серьезно верить. А оказалось есть кто – американцы! И они не просто верят, они видят в этом решение всех своих проблем!
Бихевиоризм как образ жизни
Конечно, у данного подхода есть свои плюсы. Если если вы хотите выдрессировать собаку, например, или кошку, то тут метод вам в помощь. Это там применялось и будет применяться. Но кто в здравом уме захочет, например, дрессировать мужа или жену (сейчас я это без какого-то сарказма говорю, а именно в контексте дрессировки как животного)? Это звучит дико. Думаю, что большинство нормальных людей скажет, что это по крайней мере не гуманно по отношению к личности. Но США — это страна не про гуманизм ни с какой стороны. И применение данного учения тут, как оказалось, вполне обычная практика на протяжении последнего столетия. Притом, я в начале думал, что это используют только для коррекции поведения детей-аутистов, где данный метод, надо отдать ему должное, показал свою эффективность (по понятным причинам), но как оказалось в последствии это применяют везде, где только можно. И даже более того, это я бы сказал, единственное, что тут применяют широко.
Как работает метод
Для начала скажу как тут работают с самим ребенком, чтоб вы прочувствовали все «прелести» данного подхода на себе. Итак. У вас есть «существо», биологический аппарат (в понимании американцев), без признаков воли и самостоятельного сознания (наличие которых бихевиористы категорически отвергают), который требуется запрограммировать. Работа заключается в реализации комплекса мер по научению его поведению, которое от него требуется, и снижению или исключению нежелательного поведения.
Процесс работы:
1) Вся работа ведется по протоколам. Специалист создает программу научения. Воплощает же данную программу на ребенке уже техник, который не имеет ни образования, ни опыта, и вообще ничего. Техников фактически набирают с улицы и тренируют в ускоренном режиме 4-5 дней. Данный техник по своим способностями мало чем отличается от мастера по ремонту холодильников, например, или стиралок.
2) Далее воплощается программа. Работа с ребенком ведется по специальным бланкам и секундомером в руках. Все поведение, все действия (без исключений) фиксируются техником в бланк. Попрыгал ребенок три раза – записали. Сказал два слова – записали. Отвлекся два раза на потолок – записали. И так вся сессия.
3) За единицу работы берется какой-то желательный или нежелательный параметр и техник приступает к воплощению протокола в жизнь, а именно - дрессировке ребенка. Сперва выбирается стимул для ребенка путем нехитрых манипуляций. Происходит оценка среды, разного рода влияющих факторов и т.п. Далее с помощью стимулов подкрепляется нужное поведение, или происходит наказание за нежелательное поведение. Смог ребенок выполнить простую операцию – дали ему конфетку или мармеладку, сделал что-то еще – «наклеил наклейку или дал посмотреть видео на планшете», реализовал какое-то желательное поведение– «good job». И вот тут появляется этот пресловутый «good job», который, как оказалось, не простая похвала, а вполне осознанное положительное подкрепление.
4) Затем все данные записываются в протокол. Собранные данные передаются аналитику, которые строит графики и моделируют следующее задание. И так по кругу, пока не будет нужный результат. ВСЕ! Вот и вся нехитрая психология.
В чем же проблема?
Ну некоторые скажут – «ну это же дети-аутисты, тут по-другому нельзя». Это все, конечно «да», если бы «не». Дело в том, что как оказалось позже, этот же подход используется не только в этой области, а вообще повсеместно! И в школе на всех уровнях, и в колледжах, и на работе, и при построении команды, в работе управленцев и продажников, и т.д. Более того — это фактически единственное, что тут активно применяют.
И если с аутизмом это еще оправдано, то я был просто шокирован тем, что вся система коррекции поведения (в широком смысле) школьников построена на бихевиоризме. Дети с нежелательным (с точки зрения системы, школы, родителей, учителей) поведением принудительно проходят процедуру «дрессировки» пока не станут «удобными» для всех. Ни о каких там моральных принципах, и нравственности, ни о какой-то там свободе личности и т.п. нет и речи! Ребенок в Америке – это вещь. Инструмент в руках родителей для решения своих задач и реализации своих не реализованных мечт. Данная система тотальной дрессировки пронизывает все общество и все его сферы насквозь.
Фабрика успешных моральных калек.
Лучше, что может наглядно проиллюстрировать кошмар всего этого тут – это спорт. Я когда видел все эти спортивные площадки, какие-то бесконечные соревнования, которые проходят везде, я все не мог осознать почему же меня так сильно от этого всего воротит? В СССР же тоже был и спорт, и площадки, и все остальное, но так не тошнило (ну кроме что катание на лыжах по асфальту). А тут прям выворачивает на изнанку. Прям смотришь на это и становится не по себе. А потом я понял что является триггером– вид родителей! Присутствие на маленькой полянке, где играют три «калеки», родителей в количестве многократно превосходящем количество детей – вот тот фактор, который вызывал это чувство. И теперь этому есть объяснение, и это совершенно не любовь, про которую так поют некоторые либерасты на тему, что американцы любят детей. Запомните – американцы никого, никогда, нигде не любят кроме самих себя! Дети для них — это не более чем дрессированная мартышка; сделанное «удобным» существо для реализации своих комплексов; вещь, которую можно (и нужно) использовать в соревнованиях с остальными такими же безвольными мартышками. И если вы видели тот блеск в глазах собаководов (чуть не сказал собаколюбов), когда их питомцы что-то делают по их команде, то вы понимаете про что я говорю и вы сразу узнаете этот блеск в глазах этих родителей. И этот блеск в глазах тут повсюду.
Ни дня без одобрений…
Вот мы все удивляемся, когда видим, как ведет себя Америка; да как так можно, восклицаем, почему они как роботы, почему они такие тупые, и т.п. Почему они не могут просто дружить со всеми и относиться ко всем по-человечески? И ответ тут на поверхности - потому что не могут! Они на это не надрессированы. Что вообще ждать от страны и популяции, где доминирующей рабочей психологией является тория, которая категорически отвергает наличие какого бы то ни было сознания вообще? Поэтому вся жизнь тут фактически сводится к набору поведенческих паттернов, и комфортна она и подходит она таким же пустым и «ущербным», ищущим бесконечного одобрения, людям. Людей, которые способны «встать над полем» эта система просто или сломает, или они долго тут не сами протянут