Российская Империя не стеснялась заказывать строительство боевых корабле за границей. История легендарного крейсера началась в США.
На филадельфийской верфи Willian Cramp and Sons в 1898 году был заложен бронепалубный крейсер 1-го ранга, получивший название "Варяг". Через год его спустили на воду, а в 1901 он начал службу в составе Тихоокеанской эскадры.
Корабль имел водоизмещение 6500 тонн. Основное вооружение составляли 12 орудий калибра 152 мм.
9 февраля 1904 года началась русско-японская война. "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" находились в корейском порту Чемульпо. , Японская эскадра в составе 14 вымпелов блокировала порт. Адмирал Уриу выдвинул русским ультиматум, с требованием сдаться или покинуть рейд. Капитан "Варяга" Руднев принял решение принять бой.
"Варяг" и "Кореец" вышли в море навстречу японцам. Неравное сражение продолжалось 50 минут. Крейсер получил 11 попаданий. Серьезно пострадала система управления и артиллерия главного калибра. Погибло 30 моряков. Прорваться через японскую эскадру оказалось невозможным. Русские корабли были вынуждены вернуться в Чемульпо.
Руднев и командир "Корейца" Беляев решают пойти на крайние меры. Экипажи эвакуируют на стоящие в этой же бухте иностранные корабли. На "Варяге" открывают кингстоны, а "Кореец" подрывают прямо на рейде.
Героев-моряков с большой помпой встречали в столице. Все получили награды. Император Николай II устроил для них торжественный обед в Зимнем дворце.
История самого крейсера на этом не закончилась. Японцы без особого труда подняли "Варяг" и восстановили. Под названием "Соя" он служил в японском императорском флоте до 2016 года. В знак уважения беспримерной храбрости русских моряков, японцы оставили на корме корабля старое наименование.
Во время Первой мировой войны Россия и Япония провели переговоры о выкупе нескольких российских кораблей. "Варяг" продолжил службу в составе флотилии Северного Ледовитого океана.
В начале 1917 года крейсер отправился на ремонт в Великобританию, где и был конфискован после революции в России. Через три года корабль отправили в Германию на утилизацию. Неподалеку от Шотландии "Варяг" сел на мель. На этом история легендарного крейсера закончилась. Со временем его разобрали прямо на месте.
Однако имя "Варяг" осталось не только в памяти потомков. В 50-летний юбилей героического сражения, в честь крейсера был назван, так и незаконченный, строящийся боевой корабль проекта 68-бис. Вторая попытка вернуть в строй легендарное имя оказалась более удачной. Ракетный крейсер "Варяг" 58 проекта вошел в состав Тихоокеанского флота и нес службу до 1990 года.
На исходе существования Советского Союза, в стране начали активно строить авианосцы. Имя "Варяг" перешло к тяжелому авианосному крейсеру, строящемуся на Николаевских верфях. После распада СССР, готовый на 70% корабль был продан Украиной в Китай, где был переоборудован и вошел в состав китайского флота под именем "Ляонин".
Наследником легендарного названия стал один из ракетных крейсеров проекта "Атлант". Сегодня "Варяг" служит там же, где и его знаменитый предок - на Тихоокеанском флоте и является его флагманом.
Больше новостей читайте на сайте "Футшток"