Отношения между Россией и Австрией разладились со времён Николая I. Они походили на кошку и собаку, живущие под одной крышей. При свидетелях ведут себя на гране адекватности, но за спиной нет-нет да и укусят. Очередным нападением стало то, что Австрия пренебрегла международным соглашением в отношении России. По договору, если умирает кто-то из членов правящей династии, то траур распространяется на всё содружественные страны. Но австрийский двор решил, что выше этого, и устроил грандиозный бал и народные гуляния.
Вызов был весомый, ведь скончался не дальний родственник Романовых, а старший сын Александра II — Николай. Великому князю пророчили прекрасное будущее в качестве правителя, но судьба распорядилась иначе. В 21 год цесаревич отправился за границу, он обручился с принцессой Дании — Дагмар, а после продолжил своё путешествие по Европе. В Италии наследнику стало плохо, но всё списали на банальную простуду. Это решение привело к роковым последствиям, когда поставили правильный диагноз, оказалось поздно. Николай скончался от туберкулёзного менингита.
Принцесса Дагмар лишилась жениха, но ненадолго, спустя время она вышла замуж за брата Николая — будущего императора Александра III. Дагмар переехала в Россию и сменила имя на православное Мария Фёдоровна. Шанс для ответного хода выпал нескоро. Пока Александр взошёл на престол, пока совпали всё факторы, прошло больше 20 лет.
Мария Фёдоровна славилась своей любовь к танцам и балам. Когда пришло известие о смерти кронпринца Австрии Рудольфа, она не стала отменять приглашения на Рождественское торжество. Императрица вспомнила как поступили австрийцы, когда дело коснулось её жениха.
Однако в отличие от своих оппонентов Мария Фёдоровна поступила более элегантно. Она не стала устраивать безвкусные гулянья, а решила ввести дресс-код. Гости должны были прийти в чёрном траурном одеянии. Дамам также рекомендовалось надеть изысканные бриллиантовые украшения. Все приглашённые с энтузиазмом восприняли такие условия и ринулись подбирать подходящие наряды.
Бал стал настоящим фурором, женщины в чёрных платьях и мерцающих украшениях, прекрасно смотрелись на фоне белого зала Аничково дворца. Пары кружились исключительно под венскую музыку, чтобы соответствовать подтексту мероприятия. Все присутствующие были в восторге от такой масштабности. Саму императрицу величали Царицей ночи, ведь её роскошное платье было усыпано россыпью бриллиантов.
Естественно, в Европе этот шаг восприняли негативно, сам поступок вызвал шквал негодования и осуждения. Но императорскую чету это не особо волновало.