Сегодня хочу показать одну из экзотичных моделей из моей коллекции. Речь о английской артиллерийской самоходной установке "Bishop". Ну как всегда немного о истории этого странного создания.
САУ "Bishop" (или по-русски "Епископ") появилась на свет благодаря тем самым урокам от Вермахта, которые он преподал в Европе и в Африке в начальный период Второй Мировой. Как известно, немцы большую ставку делали на маневренность, скорость, силу огневого поражения. Поэтому, практически с начала войны и вплоть до ее завершения они ставили то что стреляет на то что ездит но устарело и зачастую добивались неплохих результатов. Британцы же, быстро смывшись с континента ничего придумать не могли. Да и не время, нужно было срочно готовиться к обороне острова, а почти вся бронетехника осталась во Франции и в Дюнкерке в частности. Но с приходом войны в Африку с ее огромными просторами повышение мобильности средств огневой поддержки стало жизненно необходимо. У бритов была довольно неплохая гаубица QF 25 pounder. По сути это была гаубица калибром 87,6 мм (в нашей литературе иногда встречается цифра 88 мм), которая швыряла фугасные "чемоданы" весом 25 фунтов (или 11 кг) на дальность 12 250 метров. Поэтому-то пушка и называется 25-фунтовой.
Заказ на создание самоходной гаубицы армия Британии передала на завод «Birmingham Railway Carriage & Wagon Co.». Там вовсю производился пехотный танк "Vallentine" . Вот именно на базе II модификации с дизельным двигателем и решили построить САУ (самоходную артиллерийскую установку). Инженеры завода пошли самым простым но коротким путем. Взяв без изменения корпус танка, они установили вместо башни неподвижную сварную рубку. Правда в отличии от немцев, англичане больше озаботились безопасностью экипажа, поэтому рубка имела неплохое бронирование (лоб 50,8 мм, борта 25,4 мм, крыша 12,7 мм). Такой уровень бронирования защищал уже не только от пуль стрелкового оружия но и от довольно активно использующихся немцами 20 мм снарядов. Экипаж из 4 человек попадал в САУ через раскрывающиеся сзади дверцы. Но спешка не лучший помощник в деле создания новых образцов техники. Поэтому рубка получилась громоздкой что было крайне плохо в условиях Африки, маловместительной (с собой помещалось лишь 32 снаряда), сама САУ могла двигаться со скоростью около 25 км/ч, но самое отвратительное, что в силу малых углов вертикальной наводки, гаубица установленная в рубку стреляла почти в два раза ближе чем буксируемая сестра - всего на 5 900 метров! С малым количеством снарядов возимых внутри англичане справились - стали прицеплять к "Бишопу" бронированный прицеп, а вот со всем остальным пришлось смириться. Конечно экипажи придумывали как увеличить дальность стрельбы, например въезжая на специально приготовленный бруствер передней частью машины что бы ствол имел больший угол. В целом же изобретенная таким образом система, оказалась незаменимой при обороне Эль-Аламейна. Всего было построено 149 экземпляров из запланированных 150 штук. Вообще-то в планах было производство и еще 200 штук, но американцы наладили поставки куда более удачных САУ М7 "Priest". Так что уцелевшие "Bishop" с 1943 года постепенно выводились с первой линии и направлялись в учебные подразделения. В последний раз данная машина участвовала в реальных боях в Италии, после чего следы ее теряются. К сожалению, ни одной оригинальной машины до наших дней не сохранилось, хотя возможно где-то уже изготовили реплику.
Несмотря на малочисленность выпуска, незначительную роль в боях Второй мировой, производители моделей не обошли этот агрегат своим вниманием. Так например в 1/35 масштабе она набором от Bronco в масштабе 1/35, по отзывам "дровянистым", и хоть и снятым с производства, но еще встречающимся, набором от "Maquette". В моем любимом масштабе 1/72, модель выпускается лишь ITALERI. При этом последняя использует пресс-формы давно почившей фирмы ESCI. То есть то что лежало в коробке у меня имело корни аж с 1977 года! Но пройти мимо я не смог. Вот как выглядел бокс-арт коробки
Так как на большинстве фото в Африке дверцы рубки открыты, я сразу решил, что буду создавать интерьер рубки, тем более что Italeri/ESCI заботливо предлагают моделисту собрать казенник установленной гаубицы. Для осуществления своих планов, мне пришлось разрезать заднюю дверцу. При строительстве интерьера, я не нашел чертежей устройства рубки, поэтому опирался на имеющиеся фото и прекрасный набор от Bronco, фото сборки которого найти в интернете труда не составит. Модель от ITALERI достаточно сильно упрощена, поэтому помимо интерьера рубки, мне пришлось изготовить буксировочное устройство, зеркало заднего вида, буксирные коуши, поручни из проволоки, доделать ящик ЗИП и доработать триплекс механика-водителя. Красилось все кистями (аэрограф тогда мне только снился). И вот что в итоге получилось.