Часто мы давно хотим что-то сделать, например, выучить иностранный язык, но никак не можем начать или начинаем и бросаем, потом начинаем снова и снова недоучиваем. А иногда, наоборот, взялись и выучили – на все хватило сил и времени. В чем же причина, что одни дела нами доводятся до конца, а другие так и остаются навечно в незавершенных? Как же все-таки выучить иностранный язык? Кто виноват? и Что делать? – традиционные вопросы русской литературы. Самым частым ответом на вопрос о причинах будет короткое: дело в мотивации! Вот кажется и рецепт и решения проблемы – создать мотивацию, но как? Обилие рецептов поддержки мотивации, которые можно найти в интернете, помогают, но сами требуют усилий и мотивации по их выполнению.
Между тем в нашей психике существует механизм, который в автоматическом режиме придает нам силы для преодоления любых внешних и внутренних препятствий в достижении того, что мы задумали. И этим механизмом является поставленная цель. Впервые широко идеи о важности цели в жизни человека осветил В.Франкл, на своем опыте пребывания в немецком концентрационном лагере, он осознал, что без цели, смысла человек не может действовать, сопротивляться, выживать, чувствовать радость жизни в любых условиях.
Кажется, что у тех, кто хочет выучить иностранный язык цель есть, причем у всех одинаковая: выучить иностранный язык! Однако тут речь идет о вышестоящей цели – зачем мне нужно выучить иностранный язык? И вот тут могут быть самые различные объяснения зачем: чтобы найти работу в иностранной компании, чтобы общаться с другом, чтобы иммигрировать, чтобы читать иностранную литературу, чтобы .... и т.д. В чем разница между этими целями? Оказывается, что разные цели совершенно по разному действуют на человека, придают ему разный объем сил, энергии для достижения цели. Чем выше «качество» цели, тем к большему внутреннему потенциалу человека она открывает доступ.
Чем же определяется «качество» цели? Профессор А.М.Зимичев разбил все возможные цели жизнедеятельности человека на три блока: биологические (самосохранение, продолжение рода, сохранение вида), социально-биологические (лидерство в малой группе, фронтальное лидерство, иерархическое лидерство) и социальные (справедливость, добро, красота, истина). Первые два из них характерны и животным и человеку, а социальные цели присущи только человеку.
В результате проведенных исследований выяснилось, что например, если животное борется только за свою жизнь (биологическая цель – самосохранение), то оно гораздо раньше сдается и выбирает смерть продолжению борьбы, чем в ситуации, если оно борется за доступ к особи противоположного пола (биологическая цель – сохранение рода) или борьба продолжается еще дольше, если речь идет о спасении детеныша (биологическая цель – сохранение вида). Т.е. чем выше поставленная цель, тем больше сил для борьбы за её достижение. Количество энергии, которая нужна для удовлетворения целей, растет от биологических к социальным целям. На реализацию какого уровня целей направлен мотив человека – какую цель он себе ставит, зависит и количество, а также качество собственной энергии, которая становится ему доступна.
Как применить знания о целях жизнедеятельности к созданию у себя мотивации к изучению иностранного языка?
В случае изучения иностранных языков, например, если целью изучения является получение более высокооплачиваемой работы, а дополнительные деньги предполагается потратить на улучшение условий собственной жизни (новая мебель, телефон, машина и т.д.), то это биологическая цель самосохранение, а значит человеку будет доступен только ограниченный объем энергии для достижения этой цели. Энергии и мотивации для изучения иностранного языка будет мало. Если дополнительных доход планируется потратить на обеспечение детей, то это уже биологическая цель сохранения вида и человеку будет доступен уже больший объем энергии для достижения этой цели. Если дополнительный доход планируется потратить на, например, научные исследования, то это уже социальная цель истина, и на эту цель человек может задействовать гораздо больше энергии, чем на любые другие цели. То есть, чтобы обеспечить себе высокий уровень энергии и мотивации для изучения иностранного языка, нужно выбрать себе как можно более высокую цель.
Для того, чтобы помочь нашим студентам найти столь необходимую энергию и мотивацию, мы открыли отделение Психология в Державинском. Если эта тема вам интересна, ставьте лайки, следите за новостями на сайте и подписывайтесь на нашу группу в ВКонтакте!