Один из главных праздников России: День Победы в Великой Отечественной войне. Всем понятно почему - ни одна страна мира не понесла такие потери. Пожалуй, в каждой семье есть свои истории, трагедии, сломанные судьбы, связанные со второй мировой. Эхо той войны живёт в нас до сих пор.
Многие вместе с семьей будут у экранов телевизоров, компьютеров или телефонов, смотреть Парад на Красной площади.
Готовиться к нему начинают за несколько месяцев до этого. В Москве, будущие участники Марша Победы, лучшие военные подразделения страны, с утра и до позднего вечера репетируют свой проход возле трибун. Так идут победители. Уверенный, словно впечатанный в брусчатку шаг, королевская осанка, гордо поднятая голова - вот она, мощь страны, символ того, что её есть кому защитить.
У нас есть возможность, узнать, как проходит подготовка к Параду - от участника этих событий. Барнаулец прошел по Красной площади и рассказал нам подробности. Служил он в батальоне морской пехоты Балтийского флота – и, кстати, именно этот батальон, эти «черные береты» - лидеры по количеству участий в Параде Победы среди всех подразделений Военно - Морского Флота России.
- Как ты стал участников Парада Победы на Красной площади?
- Я служил на Балтийском флоте, в морской пехоте, в роте снайперов. Уже сложилась традиция, что морпехи участвуют в параде на Красной площади. И на этот раз нашу бригаду тоже выбрали. Мы поехали в Москву
- В России есть такая традиция – смотреть всей семьей парад в День Победы. Ты когда – нибудь представлял, что будешь сам идти по Красной площади 9-го мая?
- Да, парад я смотрел, но никогда не думал и не мечтал, что буду принимать в нем участие. Так сложилось, и я этому рад. В тот момент, я воспринял это, как задачу, которую надо выполнить. Тебя к этому приучают в армии, не обсуждать приказы, не думать об этом, а просто действовать. Может быть, поэтому в тот момент я не волновался. В армии каждый день стресс, всегда что-то происходит, учения, стрельбы, что-то ещё. И, честно говоря, я сначала ещё и обрадовался, что уеду из части, что будет смена обстановки. Так как со стороны мы все Парад видели, то представление примерное о том, что это будет, у меня было. Но в реальности все оказалось, конечно, намного интереснее. А то, что это тяжело, мы поняли еще до отъезда.
Тренировки начинаются заранее. В феврале мы уже начали готовиться у себя в части. Выполняли строевую подготовку. А за два месяца до парада, получается, в начале марта, мы уехали в Москву. Нас поселили в войсковой части. Поделили на три «коробки», по 220 человек. 20 человек - запасные и 200 основных. Поэтому был какой-то соревновательный момент – то есть, нужно было оказаться в числе лучших, чтобы не стать запасным. У кого получалось плохо, те дежурили, выдавали оружие. Кто-то справлялся с трудностями, кто-то нет. Прошли в итоге не все. Да и между тремя группами тоже было некое состязание: кто точнее выполнит все задания.
До отъезда в Москву мы работали примерно по три часа в день. А в Москве мы тренировались в течение двух месяцев каждый день - с утра и до вечера. Был перерыв на обед. А так стандартно – 4 часа с утра, и 4 часа после обеда. Было достаточно тяжело. Когда стало получаться лучше, уже намного позднее, иногда мы могли заниматься 4 часа и нам давали отдых. А если лучше не получалось, то работали и по 8 часов. Раз или два раза в неделю мы ездили в Алабино, где расположен макет, копия Красной площади и маршировали там.
- Как достигается вот этот эффект, которым все восхищаются - эта невероятная синхронность, словно до миллиметра выверенный поворот головы, точные шаги?
- Помимо многократных тренировок, это еще и психология. Во-первых, прежде всего максимальная концентрация. Сейчас принято говорить о том, как важно быть в моменте, здесь и сейчас – вот это тот самый случай, когда ты должен быть предельно собран, сконцентрирован. Важно уметь чувствовать людей, товарищей, которые идут слева и справа от тебя. Вы на это время становитесь машиной, единым механизмом, который должен «не подкачать».
- Куда смотрят участники парада? Кажется, что все глядят в одну точку?
- На самом деле, конечно, у тех, кто идет не в крайней первой колонне, которая направляет всех и смотрит только вперед, есть возможность посмотреть куда угодно. Все остальные делают поворот головы направо и чуть вверх – и здесь есть возможность рассмотреть трибуны, ветеранов, президента, лидеров других стран. Кто-то смотрит под ноги, чтобы не запнуться. Но, в основном, все, как я уже говорил, сконцентрированы и просто делают то, что выполняли не одну сотню раз.
- Когда дни подходили к Параду Победы все ближе, может быть, тогда появилось небольшое волнение? Ведь на вас буквально, на параде смотрит вся страна, и даже весь мир? Чувствовалась ли эта ответственность?
- Это чувствовалось в первый месяц тренировок. Тогда каждый, наверное, думал о том, как все пройдет, а сможешь ты или не сможешь. А потом эмоций уже становится все меньше и меньше, остается желание все сделать как можно лучше - и это, наверное, правильно. Ни к чему во время такого ответственного мероприятия лишнее волнение. Здесь нужно уверенно действовать. Я сам достаточно спокойный человек. И насколько я знаю, все элитные войска формируются, исходя из психотипа человека. Не просто так кто-то идет в морскую пехоту или в спецназ, люди проходят специальные тесты, всех выбирают по определенным критериям. Большинство людей у нас были эмоционально устойчивыми.
- Никто не прыгал от радости?
- Нет, не видел такого. Конечно, мы были рады, что нас выбрали и что мы приехали в Москву, что будем участвовать в Параде Победы, это яркие впечатления и незабываемый опыт. Мне понравились ночные тренировки уже на Красной площади за несколько дней до Парада. Было интересно посмотреть на ночной город, понять уже на месте, как все будет проходить.
- И вот, наступил тот самый день, 9-е мая, что было?
- Мы приехали заранее, какое-то время стояли в автобусах. Выпускали всех организованно. Все работает, как часы. Мы пришли на Красную площадь, примерно полчаса подождали. То, что было потом – вы сами видели по телевизору. Мы старались сделать всё хорошо. И нам потом сказали, что нам это удалось. И еще говорили, что это был один из самых лучших Парадов в принципе. Это было приятно.
- Ты смотрел этот парад?
- Да, потом пересматривал. Хотелось понять, кто лучше прошел, кто хуже. Думаю, мы сделали всё, что нужно. В части нам объявили публичную благодарность. Значит, так и есть.
- Когда идешь мимо трибун и понимаешь, что там сидят ветераны – люди, которые завоевали для нас эту Победу, вот в этот момент что чувствуешь, гордость есть?
- Ну конечно есть… Но как это описать. Это можно только испытать. Непередаваемые ощущения не передаются. Это что-то неуловимое. Это чувства, которые, наверное, больше нигде не испытаешь. Это то, что останется с тобой навсегда.
А вы смотрите Парад Победы?