Недавно на «книжном развале», который есть у нас в библиотеке, я обнаружила книгу Артура Хейли «Отель. Аэропорт» 1978 года в прекрасной сохранности. Боле того, в книге нашлась совершенно новая бумажная закладка того же года. Книга иллюстрирована художником Юрловым – минимализм в рисунке и цвете и во всём налёт нездешней, иной жизни. Пролистав, я поняла, что мне очень хочется перечитать эти романы, которые в советское время были для многих окном в другой мир, показывая как всё там устроено, будь то отель или завод по производству машин.
И, конечно, вначале большая вступительная статья с текстом, соответствующим эпохе. «К моменту выхода настоящего издания в свет в нашей стране уже началась регулярная пассажирская эксплуатация сверхзвукового ТУ-144, а в Москве и других городах в преддверии Олимпиады-80 развернулось строительство новых, современных гостиниц и модернизация существующих аэродромов. Возникающие при этом проблемы вписываются у нас в совершенно другой контекст…»
В общем, после этой находки я решила рассказать вам о сборнике «33 отеля или Здравствуй, красивая жизнь!», который вышел в 2018 году издательстве Елены Шубиной
Книга открывается эссе составителя сборника Сергея Николаевича, который пишет: «Что мы делаем напоследок? Сидим на дорожку. Бросаем монетку в море (можно в бассейн, если он есть). Обшариваем все углы в поисках завалявшихся вещей. Щелкаем вид из окна».
Узнаёте? И с вами так было?
Можно что угодно говорить о безликости и бездушности гостиничных номеров, но почему же мы так тщательно выбираем гостиницу даже для короткого путешествия, читаем отзывы, а потом шлём фото и видео со своими эмоциональными комментариями. Наверное, потому, что есть в гостиницах-отелях какая-то магия. Там может случиться всё, что угодно. Любая история. Были и в моей жизни пару гостиниц, в которые я бы хотела вернуться, потому что там было потрясающе красиво или потому что я была там счастлива.
Кстати, сразу вспомнились сериалы и фильмы со словом «отель» в названии. Конечно, “Отель «Гранд Будапешт»” (это был подарок всем от Уэса Андерсена), британский сериал “Отель «Алкион» “и, конечно, «Белый Лотос» (кто не знает, это название сети отелей).
Это экранные истории. А сколько их, изложенных на бумаге! В этом сборнике каждый из авторов – человек талантливый и незаурядный: Татьяна Толстая и Александр Кабаков, Александр Васильев и Борис Мессерер, Елена Чекалова (та самая, которая написала «Вкусно есть») и Максим Аверин и…
Не буду рассказывать, лучше прочтите. В отзывах пишут, что некоторые рассказы не заслуживают внимания. Не согласна. Да, возможно, этот сборник (как и всякие сборники) неровен, но, повторюсь, здесь нет ни одного не талантливого автора, у каждого из них разные истории, и у каждого читателя свои фавориты.
Я же эти рассказы читала и перечитывала. Улыбалась, грустила, удивлялась и завидовала. Назову только некоторых (а хочется рассказать про каждого!) – Денис Драгунский (его рассказ «Гостиница Россия» – один из первых), Мария Голованиевская и её «Танатос- спа», Елена Колина «А я еду за туманом?».
Как всегда хороша Виктория Токарева (хотя её рассказ не новый, но как всегда метко и, я бы сказала, беспощадно): «Она подумала: русская, не итальянка. Бедные итальянки на термальные воды не ездят, а богатые итальянки толстыми не бывают» или «День клонился к вечеру, но ещё светло. Как женщина в пятьдесят лет: ещё красивая, но впереди – мало».
Конечно, Майя Туровская. Доктор искусствоведения, театровед, автор сценария легендарной ленты «Обыкновенный фашизм» (совместно с Роммом и Ханютиным). Это не первый прочитанный мною её рассказ. Возможно, этот о немецком отеле «Беролина» суховат и информативен, но это свидетельство эпохи. Она умерла в марте 2019, прожив 95 лет, и за год до смерти написала свой мемуарный очерк «Призрак «Беролины» специально для этого сборника.
А Нина Агишева («Где увидеть бесконечность?») пишет об Италии и её божественном Амальфитанском побережье. Я никогда, вероятно, не побываю ни там, ни в отеле «Santa Cаterina», но спасибо автору за «нереальный вид на залив, сапфировый оттенок моря, сиреневый пожар глициний, полыхающий у вас над головой, прохладный мрамор пола под ногами. И еще – этот одурманивающий аромат лимонов и апельсинов…»
Сразу вспомнился сериал «Отель”Портофино”» – Итальянская Ривьера, 1926 год. Начальные кадры, когда ты понимаешь, что просмотр доставит тебе просто эстетическое наслаждение (даже если сюжет подкачает).
У меня отпуск в сентябре и я очень хочу поехать в один южный отель, утопающий в зелени почти как ботанический сад, выйти утром на балкон с видом на море и сказать: «Здравствуй, красивая жизнь!»
Читайте. Советую.
Ваша Ева О.