1 канал завершил показ сериала «Раневская». Фильм выходил почти одновременно в платной и бесплатной версии – в онлайн-кинотеатре и на общедоступном Первом. Нетрудно догадаться, что проект не оправдал ожиданий создателей и не принёс большой прибыли – поэтому и запустили оперативно для массовой публики. Разрыв между ожиданиями и впечатлениями оказался приличным. Хотя, конечно, есть у сериала и достоинства.
Здравствуйте!
По итогам восьми серий могу сказать, что Мариэтта Цигаль-Полищук мне скорее понравилась. Конечно, она не Раневская, но актриса сделала, что смогла.
Да и другие актёры справились – образы вышли вполне симпатичными.
Но никакого актёрского таланта не хватит, чтоб прикрыть огрехи сценария и режиссуры.
Фильм получился рваным и схематичным: то действие буксует, еле-еле перебираясь из одного дня в другой, то проскакивает разом несколько лет. Персонажи то подробно изучаются, то исчезают без следа, не оставив даже прощальных титров.
Заткнуть сценарные огрехи и логические дыры решено было шаблонами из жёлтой прессы тридцатилетней давности. Как будто откопали в архивах все политические пасквили перестроечной эпохи и щедро расклеили их вместо фона, на котором разворачивается биография великой актрисы.
Как известно, Фаина Раневская была дочерью небедного папы. Который благополучно уплыл от революции на собственном пароходе. И в фильме показано, что актриса имела возможность уехать. Но не уехала. Осталась. Из любви к искусству, разумеется.
Но тут же принялась страдать от засилья советского режима. Плохие красные бьют хороших белых, потом всех подряд ущемляют и унижают, все страдают. Но, тем не менее, остаются.
Если вспомнить историю, выехать за границу можно было достаточно долго. Фаина Георгиевна, тем не менее, этой возможностью не воспользовалась. Почему? Авторы фильма этим вопросом пренебрегли.
Зато упорно показывали актрису какой-то махровой антисоветчицей. Пара строк о том, что Рузвельт отметил её актёрскую игру – и солидная дама носится с газетой, как с Государственной премией. Зато Победу вообще не заметила – как будто не было голодной эвакуации, гибели близких, истощённых ленинградских детей.
При этом в течение всего фильма как флагом, размахивают антисемитизмом. Казалось бы, давно уже с этим всё ясно: никуда евреев не берут и не пускают, а они, тем не менее, везде есть. Особенно в артистах.
С каждой серией эта тема звучит всё громче, пока не вырастает до чудовищных размеров.
В седьмой серии Раневская встречается с родственниками в Румынии. И узнаёт, что все они сменили фамилию. Фельдманов больше нет. Родственники поясняют: с такой фамилией в Европе было не выжить. А русская актриса им в ответ: Фельдманом и в России не прожить.
Вопросы, здесь, конечно, не к Фаине Георгиевне, и не к Мариэтте Сергеевне. А к сценаристам (Лариса Жлобова, Алина Семерякова, Юрий Мороз) и режиссёру (Дмитрий Петрунь):
Вы действительно не видите разницы? На серьёзных, простите, щах, утверждаете, что это сопоставимые вещи: отправить в газовую камеру или роль не дать?
По-вашему получается, именно так думала Фаина Раневская? Вот такой была – мелочной, недалёкой? А где тогда великая актриса?
Вообще актёрская братия в фильме показана странно. Все ругают власть, не забывая при этом получать премии, звания и роскошные квартиры. Славят Сталина – и тут же радуются его уходу.
Вообще, если верить современному искусству, 5 марта 1953 года все праздновали и веселились. А кто тогда те люди, что пришли проститься, искренне горевали и плакали? Как известно, собралась огромная толпа скорбящих.
Очевидно, это был народ – тёмный, необразованный, который, в отличие от тонких людей искусства, не понимал сути вещей. Куда уж простым людям, им квартиры в высотках не давали.
На весь актёрский цех один приличный человек – Василий Качалов. Наверное, поэтому он за весь фильм ничуть не постарел.
А остальные – все сплошь героические борцы с режимом. Всё знали, всё видели, и смело выступали со всем гражданским мужеством. Правда, потихонечку, чтоб квартиры с премиями не отобрали.
Всё это, конечно, делалось для того, чтобы добавить в сериал трагизма. Потому что как ни печальна одинокая старость, всенародное признание сильно её скрашивает. Не говоря уж о персональной пенсии.
Самые верные слова, в которых точно нет фальши, сказала в финале сама Фаина Раневская – устами своей героини:
«Я была счастлива все эти годы».