В середине февраля 2020 года одна из моих лучших овец родила всего одного ягненка, но очень крупного, длинноного и лобастого баранчика. Я не взвешивала тогда новорожденных ягнят, но по ощущениям и внешнему виду в ягненке было около 5 килограмм. "Будет много мяса", - подумала я, и назвала баранчика традиционным в хозяйстве именем Лагман. Но уже через пару недель убедилась, что ягненок растет в самом деле выдающийся, а уже к месяцу точно решила, что оставлю его для продолжения рода бараньего.
Той весной уже было ясно, что мой первый баран Яша может отработать в хозяйстве еще одну случку, но к зиме ему нужно будет найти новых хозяев. Для своего стада я планировала покупать нового барана. Но поскольку родился отличный ягненок от овцы с хорошими показателями по молочности и качеству ягнят, и от Яши, который устраивал меня всем, кроме слишком тяжелого в управлении характера, я решила, что такого ягненка имеет смысл оставить в хозяйстве. Но будущий производитель уже не мог подойти всем овцам по причине родства, а неродственных овец было для него слишком мало, поэтому вместо покупки нового барана, я решила прикупить еще пару овец. Оставался только открытым вопрос барана на текущий сезон для тех овец, кому по родству не подойдут ни Яша, ни рожднный от него баранчик.
Лагмаша тем временем рос и набирал вес очень активно, к трем месяцам не просто выделялся среди молодняка, но уже догонял в росте взрослых овец. При этом баранчик был спокойным, не конфликтным, но настолько крупным, что другие ягнята даже не пытались нападать на него так же, как они бодаются между собой. То есть помимо очевидно выдающихся мясных качеств я могла получить еще и удобного в обращении барана.
Внешне ягненок скорее походил на мать, чем на отца, полностью получив от нее цвет и структуру шерсти (что для меня так же немаловажно - я предпочитаю короткую, медленно растущую шерсть, простую в стрижке и не требующую частых стрижек, которую вообще можно стричь раз в 10-11 месяцев), крепкий и широкий скелет, ровные сильные ноги и длинный хвост. В отца баран пошел размером семенников.
В полгода Лагмаша сравнялся в росте с самыми крупными овцами и мое решение оставить его для племенной работы было уже окончательным. Но первая случка барана ждала только весной 2021 года, поскольку я хотела получить от Яши как можно больше ярок для дальнейшего развития стада. Роль второго барана в том сезоне досталась покупному "одноразовому".
Поскольку Лагмаша оставался жить с нами, ему понадобилось новое имя, подходящее племенному барану. И так же, как я была уверена в первый раз, что ищу Яшу, я до сих пор не уверена в выборе имени для второго производителя. Нужно было имя на бувку Л - по имени матери. Супруг предложил Лангендорф. Нам с бараном это имя кажется слишком громозким и претенциозным, поэтому мы сократили его до простого семейного - Геша.
С новым именем Геша получил своих первых овец в мае 2021 года, а в сентябре я получила первых ягнят. И совершенно убедилась в правильности своего решения выбрать его основным производителем.
Сейчас Геше три года, он уже перестал расти, а я перестала справляться с ним физически. Он тяжёл и громаден настолько, что когда прислоняется ко мне, я вынуждена опереться на что-то, чтобы не упасть. К счастью, характер у барана не испортился, я зову его ласково "котик", и хотя иногда он может угрожать мне, страха перед ним я не испытываю. Правда, соблюдать технику безопасности первый баран меня научил, и я никогда не захожу на территорию барана, предварительно его не привязав.
Но это всё лирика. Самое важное в баране - что он передаёт своим ягнятам. От Геши я получила в прошлом году ягнят с привесами до 450 грамм в сутки на подсосный период, живым весом 40-45 кг в пять месяцев и выходом туши в 40-45%. И это неплохой результат для беспородного барана домашнего разведения, от его отца я получала меньше. Ягнята также наследуют тонкую и короткую Гешину шерсть, и я смогла уйти от громадных голов, которые передавались через литовскую черноголовую породу предыдущим ягнятам от его отца, существенно осложняя роды и снижая качество будущей мясной туши. Первые ярки от Геши, оставленные на племя, в восемь-девять месяцев сравнялись в росте с полуторагодовалыми овцами, и пошли в случку в десять месяцев (первых ярок приходилось растить до полутора лет, чтобы они набрали достаточные для случки рост и массу). Так что уже в апреле я смогу оценить их молочность и качество Гешиных внуков.
Геша оказался отличным производителем, я ничуть не ошиблась в своих ожиданиях и ни разу не пожалела, что оставила своего барана. Более того, я не собираюсь вообще избавляться от него - замену такому производителю найти сложно, лучше него на данный момент могут быть только чистопородные бараны мясной продуктивности, а цена их совершенно неприемлема для маленького домашнего стада.
Конечно, одним бараном при таком раскладе не обойтись. Поэтому я держу двух. Завтра расскажу о втором баране хозяйства, он совсем не похож на Гешу, но обладает своими преимуществами.