Среди приверженцев советского образования периодически возникают споры по поводу учебников арифметики для начальной школы. Большинство родителей использует учебник авторов Пчёлко А.С. и Поляк Г.Б. 50-60-х годов издания.
Также есть родители, предпочитающие учебник Поповой Н.С. 30-х годов издания. Те, кто учит детей по Поповой, ссылаются на видеообзор этих учебников, снятый Марией Рутскаускас.
В первом классе для своего ребенка я выбрала арифметику Пчёлко. Перед этим я смотрела видеобзор и листала электронные учебники за 1-й класс. Видео Марии очень эмоциональное. Не со всеми ее выводами я могу согласиться. Например, с тем, что у Поповой больше повторений пройденного материала, чем у Пчёлко, с тем, что у Поповой понятнее изложен новый материал. Я остановилась в первом классе на Пчёлко в том числе и потому, что ее изложение мне показалось интуитивно понятным, а у Поповой мне бы пришлось обратиться к методике преподавания.
Во втором классе я снова заинтересовалась, почему же некоторое количество родителей так хвалят Попову. Я попыталась проанализировать учебники арифметики за всю начальную школу.
Конечно, сразу бросается в глаза компактность учебников Поповой. В предисловии к учебникам написано, что новый материал должен объясняться без использования учебника, на основе методики преподавания, а закрепляется материал заданиями из задачника и задачами на основе местного материала. У Пчелко достаточно материала для закрепления в самом учебнике.
По содержанию учебники очень близки.
Содержание.
Общие темы в учебниках Пчёлко и Поповой (укрупненно, без учета повторений и незначительных сдвигов порядка изучения отдельных тем):
1 класс
- Первый десяток
Знакомство с цифрами. Счет до десяти.
Сложение и вычитание до десяти.
Состав чисел первого десятка.
Метр.
2. Второй десяток
Счет и запись чисел.
Сложение и вычитание без перехода через десяток.
Увеличение и уменьшение на несколько единиц (у Поповой в конце 1-го класса).
Задачи в два действия.
Сложение и вычитание с переходом через десяток.
Килограмм.
Литр.
Состав чисел второго десятка.
Умножение до 20.
Деление по содержанию.
Деление на равные части.
3. Первая сотня
Счет и запись чисел.
Сложение и вычитание круглых десятков.
Умножение и деление круглых десятков.
2 класс
- Первая сотня
Сложение и вычитание без перехода через десяток (у Поповой в конце 1-го класса).
Сложение и вычитание с переходом через десяток.
Табличное умножение и деление.
Увеличение числа в несколько раз.
Деление по содержанию.
Нахождение части числа.
Деление на равные части.
Уменьшение числа в несколько раз.
Кратное сравнение.
Внетабличное умножение и деление на однозначное число.
Внетабличное умножение и деление на двузначное число.
Меры времени. Задачи на время.
Меры веса.
2. Первая тысяча
Нумерация.
Четыре действия над круглыми сотнями.
3-4 классы
- Тысяча
Нумерация в пределах тысячи.
Устное сложение и вычитание.
Письменное сложение и вычитание (столбиком).
Умножение многозначного числа на однозначное: устно и письменно.
Деление многозначного числа на однозначное: устно и письменно.
Деление с остатком: устно и письменно (у Поповой устно — в конце 2-го класса).
2. Многозначные числа
Нумерация многозначных чисел.
Меры длины (у Поповой в конце 2-го класса).
Сложение и вычитание многозначных чисел.
Умножение и деление многозначных чисел.
Сложение и вычитание на счетах (у Поповой в конце 2-го класса).
3. Обыкновенные дроби
Образование дробей (у Поповой тема начинается в 3-м классе, продолжается в 4-м; у Пчёлко – в 3-м).
Сложение и вычитание дробей.
Геометрический материал.
У Пчёлко почти весь геометрический материал рассматривается в конце 3-го класса:
— Прямая линия и отрезок
— Углы
— Прямоугольник
— Квадрат
— Измерения на местности
В 4-м классе вводятся измерения длины, площади и объёма.
У Поповой знакомство с геометрическими понятиями идет в течение всей начальной школы:
1 класс
— Квадрат. Прямоугольник. Треугольник.
— Круг. Половина круга.
— Прямая и кривая линии.
— Куб. Брусок. Шар.
2 класс
— Измерение прямых линий и черчение их по масштабу.
— Измерения на местности
3-4 классы
— Площадь прямоугольника и квадрата.
— План и масштаб.
— Куб и прямоугольный параллелепипед.
— Окружность.
— Треугольник. Площадь прямоугольного треугольника.
Отличия в содержании учебников Пчёлко и Поповой
К концу четвертого класса ученики по любому из этих учебников освоят четыре действия с любыми целыми числами, сложение и вычитание обыкновенных дробей, вычисление площади прямоугольника. Но у Поповой учебник 30-х годов, когда не все продолжали учебу в средней школе, и видно, что она очень спешит дать побольше разносторонних начальных знаний. Так, она даёт сведения о действиях с десятичными дробями, процентах, диаграммах, понятия о равнобедренных и равносторонних треугольниках.
Вместе с тем у Пчёлко все изучаемые темы даются обстоятельно, с большим количеством заданий на отработку знаний. Например, в теме «Меры времени» кроме минут, часов, суток и месяца (как у Поповой), даются понятия «секунда», «год», «век». В теме «Меры веса» в отличии от Поповой изучается и центнер.
У Поповой много заданий на сложение и вычитание составных именованных чисел. Пчелко уделяет внимание только переводу именованных чисел из одной единицы измерения в другую.
У Пчелко выделяются темы по решению отдельных видов задач:
— Задачи на приведение к единице
— Нахождение неизвестного сомножителя
— Задачи на встречное движение
— Занимательные задачи
При этом условия задач мне показались однотипными. Чаще всего условия содержат «первый, второй, третий». У Поповой условия разнообразнее: «мальчики и девочки», «коровы, овцы, козы» и прочее.
Содержание задач тоже различается. У Поповой содержание, в основном, рабоче-крестьянское и революционное. Некоторые задачи могут покоробить современных родителей.
У Пчёлко уже больше задач про школьников и нейтральных.
Кроме того, в учебнике Поповой для 3-4 классов совсем нет задач и примеров, только теория. Таким образом, если в 1 и 2 классах еще можно обойтись одним учебником, то в 3-4 классах необходимо работать с задачником.
Объясняется новый материал по-разному. На мой взгляд, где-то удачнее у одного автора, где-то у другого. Несколько примеров для сравнения:
Выводы
Возможно, я вас разочарую, но я не дам вам готового ответа, какой из этих учебников арифметики выбрать.
Ориентируйтесь по своему ребенку и своим впечатлениям от подачи материала. Повторюсь, учебник Пчёлко самодостаточен, не требует отдельного задачника, в нем достаточно долго закрепляется материал. Так как моя дочь учится в обычной школе, прорешивать все примеры из Пчёлко ей надоедало. Но если ребенок на семейном образовании, то меньшим количеством примеров не обойтись.
Также отмечу, что в учебнике Поповой встречаются слова с устаревшей орфографией, например: «жолудь», «кочны» капусты. Но и с тем, и с другим учебником придется касаться истории, чтобы объяснять ребенку незнакомые понятия.
Мне нравятся обе линейки учебников. Они хорошо структурированы и дают детям основательную базу. За основу можно смело брать любой из этих учебников. А при желании — дополнять интересными заданиями и отсутствующими темами из другого учебника.
Очень надеюсь, что я помогла кому-то сделать выбор.
Наши ресурсы:
| Сайт | ВКонтакте | Telegram-канал |