Найти тему
Сталинский букварь

Анализ «Арифметики» для начальной школы

Оглавление

Среди приверженцев советского образования периодически возникают споры по поводу учебников арифметики для начальной школы. Большинство родителей использует учебник авторов Пчёлко А.С. и Поляк Г.Б. 50-60-х годов издания.

Также есть родители, предпочитающие учебник Поповой Н.С. 30-х годов издания. Те, кто учит детей по Поповой, ссылаются на видеообзор этих учебников, снятый Марией Рутскаускас.

В первом классе для своего ребенка я выбрала арифметику Пчёлко. Перед этим я смотрела видеобзор и листала электронные учебники за 1-й класс. Видео Марии очень эмоциональное. Не со всеми ее выводами я могу согласиться. Например, с тем, что у Поповой больше повторений пройденного материала, чем у Пчёлко, с тем, что у Поповой понятнее изложен новый материал. Я остановилась в первом классе на Пчёлко в том числе и потому, что ее изложение мне показалось интуитивно понятным, а у Поповой мне бы пришлось обратиться к методике преподавания.

Во втором классе я снова заинтересовалась, почему же некоторое количество родителей так хвалят Попову. Я попыталась проанализировать учебники арифметики за всю начальную школу.

Конечно, сразу бросается в глаза компактность учебников Поповой. В предисловии к учебникам написано, что новый материал должен объясняться без использования учебника, на основе методики преподавания, а закрепляется материал заданиями из задачника и задачами на основе местного материала. У Пчелко достаточно материала для закрепления в самом учебнике.

По содержанию учебники очень близки.

Содержание.

Общие темы в учебниках Пчёлко и Поповой (укрупненно, без учета повторений и незначительных сдвигов порядка изучения отдельных тем):

1 класс

  1. Первый десяток

Знакомство с цифрами. Счет до десяти.

Сложение и вычитание до десяти.

Состав чисел первого десятка.

Метр.

2. Второй десяток

Счет и запись чисел.

Сложение и вычитание без перехода через десяток.

Увеличение и уменьшение на несколько единиц (у Поповой в конце 1-го класса).

Задачи в два действия.

Сложение и вычитание с переходом через десяток.

Килограмм.

Литр.

Состав чисел второго десятка.

Умножение до 20.

Деление по содержанию.

Деление на равные части.

3. Первая сотня

Счет и запись чисел.

Сложение и вычитание круглых десятков.

Умножение и деление круглых десятков.

2 класс

  1. Первая сотня

Сложение и вычитание без перехода через десяток (у Поповой в конце 1-го класса).

Сложение и вычитание с переходом через десяток.

Табличное умножение и деление.

Увеличение числа в несколько раз.

Деление по содержанию.

Нахождение части числа.

Деление на равные части.

Уменьшение числа в несколько раз.

Кратное сравнение.

Внетабличное умножение и деление на однозначное число.

Внетабличное умножение и деление на двузначное число.

Меры времени. Задачи на время.

Меры веса.

2. Первая тысяча

Нумерация.

Четыре действия над круглыми сотнями.

3-4 классы

  1. Тысяча

Нумерация в пределах тысячи.

Устное сложение и вычитание.

Письменное сложение и вычитание (столбиком).

Умножение многозначного числа на однозначное: устно и письменно.

Деление многозначного числа на однозначное: устно и письменно.

Деление с остатком: устно и письменно (у Поповой устно — в конце 2-го класса).

2. Многозначные числа

Нумерация многозначных чисел.

Меры длины (у Поповой в конце 2-го класса).

Сложение и вычитание многозначных чисел.

Умножение и деление многозначных чисел.

Сложение и вычитание на счетах (у Поповой в конце 2-го класса).

3. Обыкновенные дроби

Образование дробей (у Поповой тема начинается в 3-м классе, продолжается в 4-м; у Пчёлко – в 3-м).

Сложение и вычитание дробей.

Геометрический материал.

У Пчёлко почти весь геометрический материал рассматривается в конце 3-го класса:

— Прямая линия и отрезок

— Углы

— Прямоугольник

— Квадрат

— Измерения на местности

В 4-м классе вводятся измерения длины, площади и объёма.

У Поповой знакомство с геометрическими понятиями идет в течение всей начальной школы:

1 класс

— Квадрат. Прямоугольник. Треугольник.

— Круг. Половина круга.

— Прямая и кривая линии.

— Куб. Брусок. Шар.

2 класс

— Измерение прямых линий и черчение их по масштабу.

— Измерения на местности

3-4 классы

— Площадь прямоугольника и квадрата.

— План и масштаб.

— Куб и прямоугольный параллелепипед.

— Окружность.

— Треугольник. Площадь прямоугольного треугольника.

Отличия в содержании учебников Пчёлко и Поповой

К концу четвертого класса ученики по любому из этих учебников освоят четыре действия с любыми целыми числами, сложение и вычитание обыкновенных дробей, вычисление площади прямоугольника. Но у Поповой учебник 30-х годов, когда не все продолжали учебу в средней школе, и видно, что она очень спешит дать побольше разносторонних начальных знаний. Так, она даёт сведения о действиях с десятичными дробями, процентах, диаграммах, понятия о равнобедренных и равносторонних треугольниках.

Вместе с тем у Пчёлко все изучаемые темы даются обстоятельно, с большим количеством заданий на отработку знаний. Например, в теме «Меры времени» кроме минут, часов, суток и месяца (как у Поповой), даются понятия «секунда», «год», «век». В теме «Меры веса» в отличии от Поповой изучается и центнер.

У Поповой много заданий на сложение и вычитание составных именованных чисел. Пчелко уделяет внимание только переводу именованных чисел из одной единицы измерения в другую.

У Пчелко выделяются темы по решению отдельных видов задач:

— Задачи на приведение к единице

— Нахождение неизвестного сомножителя

— Задачи на встречное движение

— Занимательные задачи

При этом условия задач мне показались однотипными. Чаще всего условия содержат «первый, второй, третий». У Поповой условия разнообразнее: «мальчики и девочки», «коровы, овцы, козы» и прочее.

Содержание задач тоже различается. У Поповой содержание, в основном, рабоче-крестьянское и революционное. Некоторые задачи могут покоробить современных родителей.

Попова, 2-й класс
Попова, 2-й класс

У Пчёлко уже больше задач про школьников и нейтральных.

Кроме того, в учебнике Поповой для 3-4 классов совсем нет задач и примеров, только теория. Таким образом, если в 1 и 2 классах еще можно обойтись одним учебником, то в 3-4 классах необходимо работать с задачником.

Объясняется новый материал по-разному. На мой взгляд, где-то удачнее у одного автора, где-то у другого. Несколько примеров для сравнения:

Пчёлко, 1-й класс
Пчёлко, 1-й класс
Попова, 1-й класс
Попова, 1-й класс
Пчёлко, 1-й класс
Пчёлко, 1-й класс
Попова, 1 класс
Попова, 1 класс
Сложение с переходом через десяток. Пчёлко, 2-й класс
Сложение с переходом через десяток. Пчёлко, 2-й класс
Сложение с переходом через десяток. Попова, 2-й класс
Сложение с переходом через десяток. Попова, 2-й класс
Пчёлко, 2-й класс
Пчёлко, 2-й класс
Попова, 2-й класс
Попова, 2-й класс

Выводы

Возможно, я вас разочарую, но я не дам вам готового ответа, какой из этих учебников арифметики выбрать.

Ориентируйтесь по своему ребенку и своим впечатлениям от подачи материала. Повторюсь, учебник Пчёлко самодостаточен, не требует отдельного задачника, в нем достаточно долго закрепляется материал. Так как моя дочь учится в обычной школе, прорешивать все примеры из Пчёлко ей надоедало. Но если ребенок на семейном образовании, то меньшим количеством примеров не обойтись.

Также отмечу, что в учебнике Поповой встречаются слова с устаревшей орфографией, например: «жолудь», «кочны» капусты. Но и с тем, и с другим учебником придется касаться истории, чтобы объяснять ребенку незнакомые понятия.

Мне нравятся обе линейки учебников. Они хорошо структурированы и дают детям основательную базу. За основу можно смело брать любой из этих учебников. А при желании — дополнять интересными заданиями и отсутствующими темами из другого учебника.

Очень надеюсь, что я помогла кому-то сделать выбор.

Наши ресурсы:

Сайт  ВКонтактеTelegram-канал |